Кто оздоровит обстановку в ЖКХ? Мнение Президента РФ и краевой общественности
Тамара КоркинаВстреча за «круглым столом»
В Ставрополе прошел «круглый стол» с интересной для каждого горожанина повесткой: «Организация общественного контроля за оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Провела встречу краевая общественная организация «Союз защиты прав потребителей и предпринимателей «Общественный контроль». Сложноватое вроде название, но обнадеживающее. Назову участников встречи, чтобы обозначить круг лиц и фирм, готовых вместе с горожанами бороться за цивилизованную жизнь, из которой ушла бы изнурительная повседневная война с многочисленными охотниками получать прибыль, мало что при этом делая.
Максим Боркут, директор ООО «Агентство развития и безопасности бизнеса», Виталий Свечинский, директор местной общественной организации «Городской союз малого и среднего бизнеса», Дмитрий Логвин, президент Союза защиты прав потребителей и налогоплательщиков, Алан Мисиков, зам. председателя Союза потребительских обществ, председатель общественной организации «Ставропольский союз рестораторов», Роман Конев, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере экономики, Галина Новикова, зам. начальника отдела прав потребителей управления Роспотребнадзора, Зоя Лычова, начальник отдела краевой жилинспекции, Людмила Верещак, эксперт, и другие.
Открывая встречу, президент организации-хозяйки Сергей Харитонов сразу раскрыл все карты: толчком для такого представительного сбора послужило проведенное Президентом РФ Владимиром Путиным совещание по вопросам качества жилищно-коммунальных услуг.
Что тревожит Президента РФ
С огромным интересом ознакомившись со стенограммой совещания (Сочи, 4 февраля) на официальном сайте Президента России, я несколько подробнее, чем звучало на встрече за «круглым столом», расскажу об обсуждаемых на нем вопросах. Думаю, это будет интересно большинству наших читателей, склонных думать, что президент по телевидению о платежах за коммунальные услуги говорит правильно, справедливо, а вот на местах все делают по-своему. Владимир Путин практически с этого и начал. Он подчеркнул, что тема ЖКХ «чрезвычайно неприятна для начальников всяких уровней». Между тем ситуация в этой важной для каждого россиянина сфере с каждым годом ухудшается. И результаты работы в ней должны быть одними из основных критериев в оценке деятельности региональных и муниципальных властей. Они должны добиться, чтобы жилищно-коммунальная сфера стала эффективной отраслью, «а не кормушкой для монополистов и сомнительных лавочек». Что касается нашего края, то президент как в воду глядел: кормушка и лавочки — это как раз то, что процветает у нас пышным цветом (это прозвучало уже в выступлениях участников встречи за «круглым столом»).
Люди оказываются загнанными в угол
Президент в своем выступлении коснулся такой больной темы, как разделение платежа на индивидуальное и общедомовое потребление. Хотели создать прозрачный механизм, а что из этого получилось? — задал он вопрос.
Во-первых, начался очень быстрый рост платежей, в отдельных вопиющих случаях — двух- и трехкратный. А дальше президент сказал следующее: на граждан просто начали переносить все издержки, включая потери в сетях или потери, связанные с нелегальным подключением. А жильцы-то здесь при чем? — возмущался Владимир Владимирович. — Это управляющая организация, органы власти должны искать и исключать такие проявления. Но сегодня ни у управляющей компании, ни у поставщиков нет стимула такие потери снижать, а люди, которых обязывают платить за некачественную услугу, просто оказываются загнанными в угол».
Владимир Владимирович коснулся и такой темы, как реформирование управления многоквартирными домами. По его мнению, оно двигается чрезвычайно медленно, неэффективно, до сих пор сохраняются проблемы и лазейки в законодательстве, которые создают благоприятную почву для разного рода злоупотреблений. «В свое время, когда это вводилось, шума много было, а результат, мягко говоря, средний, если в отдельных случаях не отрицательный.
Растет число так называемых рейдерских захватов домов, когда управляющие компании ведут войну между собой за право собирать деньги с народа. Не услуги предоставлять качественные, а деньги собирать с людей».
А как у нас в крае?
Эту безрадостную горестную картину перенесем с просторов России на свою малую Родину — это я перехожу к тому, о чем говорилось на встрече за «круглым столом». Сергей Харитонов подчеркнул, что в адрес «Общественного контроля» постоянно идут жалобы на работу управляющих компаний, на необоснованно завышенные платежи за коммунальные услуги, на многочисленные ошибки в их расчетах. По статистике краевого Роспотребнадзора, в 2011 году доля подобных жалоб составила 58,6% от общего числа обращений по оказанию услуг. В 2012 году прокуратурой края выявлено около четырех тысяч нарушений закона, это в шесть раз превышает показатели 2011 года!
Ситуация настолько острая, что управлением Генеральной прокуратуры России в СКФО открыта временная приемная Генерального прокурора РФ по вопросам обеспечения прав граждан в сфере ЖКХ.
Надежды на общественность
И снова вернемся в Сочи — какие меры Владимир Путин предлагает для нормализации тяжелой обстановки в ЖКХ? А вот какие: «Предлагаю поддержать создание общественных организаций, которые помогут органам власти отслеживать выполнение структурами ЖКХ своих обязанностей, будут контролировать работу управляющих компаний, а также следить за коммунальными тарифами в регионах…. Куда ни приедешь, везде только об этом и говорят».
Хотелось бы, конечно, чтобы президент собрал чиновников и депутатов, причастных к разработке системы реформирования ЖКХ, и вместе с ними обозрел разрушительную картину их целенаправленной деятельности под диктат монополистов и разных воротил. Чтобы он как первое лицо государства жестко потребовал: не глумитесь над народом, не унижайте коммунальным произволом, не делайте из россиян бесправное быдло, отрабатывайте зарплаты, которые получаете от налогоплательщиков.
Но… Пока такого не случилось, президент напомнил, что сеть общественных организаций должна быть создана в соответствии с Указом Президента № 600 от 7 мая 2012 года. Этим летом она должна заработать в полную силу. Кто должен обеспечить ее создание? Слава Богу, на этот раз не собственники квартир, не старшие домов, а исполнительная власть. И в первую очередь — краевая.
Толчем воду в ступе
Что касается Правительства РФ, то ему дано «поручение по совершенствованию механизма расчетов платежей за услуги ЖКХ». Если исходить из логики поступков Правительства РФ до сего дня, то скорее всего жильцов заставят поставить по два общедомовых счетчика на каждый ресурс, и чтобы оба считали, двукратно увеличивая прибыль монополистов.
А в другом, то есть в формировании разумной нормативной базы, успехов тоже пока нет. « И здесь тоже движение очень слабое, — признался президент. — Просто из месяца в месяц, из года в год, по сути дела, воду в ступе толчем. Нормативная база находится в крайне неудовлетворительном состоянии». Он попросил дать предложения о том, как повысить ответственность управляющих компаний за некачественные услуги, а также доложить, как обстоит дело с разработкой стандартов управления многоквартирными домами. Народ прессуют с 2005 года, когда вышел новый Жилищный кодекс, а стандартов, оказывается, до сих пор нет. И под каким управлением мы живем?
Давайте объединяться!
Но вернусь к встрече за «круглым столом», организованной Союзом защиты с предложением потребителей и предпринимателей «Общественный контроль». На ней прозвучало: попытки общественников включиться в систему контроля в сфере ЖКХ края не поддерживаются органами власти. Между тем общественные организации, чтобы действительно контролировать и наводить порядок в ЖКХ, должны быть наделены соответствующими полномочиями. Ясно, что в них должны быть эксперты, юристы, специалисты по работе с потребителями, грамотные собственники жилья. Ну и без материально-технической базы, медиасреды (горячая телефонная линия, интернет-ресурс) много не наработаешь.
Нет-нет да и позвонит в редакцию отчаявшийся человек с предложением создать при «Вечернем Ставрополе» общественную организацию по контролю за коммунальными платежами, за поставщиками ресурсов, за деятельностью управляющих компаний, Городского расчетного центра и так далее. Мы, конечно, свою лепту в информирование горожан по этим вопросам вносим, но все же главная наша задача — выпускать газету.
Сегодня все мечтающие навести порядок в ЖКХ Ставрополя и края могут объединиться под эгидой Союза защиты прав потребителей и предпринимателей. Телефон этой организации — 29-62-86. Звоните, действуйте. Может, сообща и наведем порядок в нашей жизни, укротим аппетиты тех, кто сейчас беспощадно обирает собственников жилья. А «Вечерний Ставрополь» обещает информационную поддержку всех благих дел по оздоровлению ситуации в ЖКХ.