Велоэкспедиция «Туапсинка»-2013». Часть вторая

Станислав Маслаков

«Вечёрка» решила отметить предстоящий День города велоэкспедицией по легендарной Туапсинской железной дороге – её ныне разрушенному участку между Ставрополем и Армавиром. Сегодня мы публикуем вторую часть отчёта о ходе экспедиции и впечатлениях её участников. Первую читайте в № 169 за 18.09.2013 г.

Кто рано встаёт…

Второй день экспедиции начался с рассветом. В нашем составе произошли некоторые изменения. Утроивший фото- и видеооборудование Александр Плотников вынужден был оставить велосипед и продолжил путешествие в машине сопровождения. Ярослав Распутин, переживший в первый день чувствительное падение, пересел туда же – несмотря на свои протесты. Зато к велогруппе присоединился наш многолетний друг и внештатный фотограф Николай Сорокин. А в машине поехал другой друг и внештатный автор «Вечёрки» - знаменитый ставропольский путешественник Юрий Кузьминых. В дальнейшем он вёл репортаж от имени группы сопровождения, а ваш покорный слуга – со стороны велосипедистов.

Если первая часть экспедиции получилась размеренно-ностальгической, то вторая прошла под знаком скорости. Нам нужно было проехать около 100 километров по пересечённой местности за один световой день, при этом полюбоваться на красоты и успеть их запечатлеть. Поэтому, договорившись о следующей точке встречи с машиной сопровождения, мы отправились в путь.

Вперёд и вниз

Ставрополь мы покинули по трассе на Татарку, некогда бывшей главной транспортной артерией города, соединявшей его с южной частью края. Миновав исполинский форпост жилого комплекса «Белый город» и подпирающие его новостройки, мы покатились вниз по разбитому асфальту. Ставрополь с этой стороны особенно хорош. Одно дело – ухоженный исторический центр и малоэтажные пригороды. И совсем другое – то торжество урбанистики, тот массив новых высоток, что рвутся к небу на южной окраине города. Мы можем по-разному относиться к спальным районам и высоткам. Но если таковых в городе нет, если он не осваивает новые земли и не рвётся вверх, значит, он умирает. Краевой центр со стороны «Белого города» - мощный, молодой, живой. Во всяком случае, он выглядит таким. Кстати, время от времени возникают проекты строительства железной дороги к Невинномысску, и новый вокзал хотят построить как раз в этих местах.

Миновав лес, мы въехали в Нижнюю Татарку. Это зажиточное село, где с трудом найдёшь покосившийся дом или хотя бы старую крышу, во многом обязано своим успехом «Туапсинке». По некогда железнодорожному мосту пролегает одна из основных дорог, соединяющих Татарку с другими сёлами и станицами. Мост, хоть и узковатый для двухполосного шоссе, в прекрасном состоянии.

Велоэкспедиция «Туапсинка»-2013». Часть вторая

Вдоль улицы, по которой мы ехали, тянулась траншея под будущий оптоволоконный кабель – скоро у селян появится высокоскоростной интернет, тоже показатель успеха. Мы спросили у одного из рабочих, правильно ли едем. Несмотря на то, что зубов у мужчины было мало, он выглядел вполне успешным и был весьма приветлив.

- Вы же на Кровавый мост? – поинтересовался он.

За этим обычно следуют романтические истории, но всё оказалось банальнее. Новокавказский (его ещё называют Егорлыкским) мост, о котором идёт речь, иногда окрашивается солнечными лучами в кроваво-красный цвет. Миновав одноимённую станицу, мы оказались возле него раньше машины сопровождения.

Три моста

Велоэкспедиция «Туапсинка»-2013». Часть вторая

Собственно, три ключевые точки всего нашего маршрута – это наиболее величественные мосты «Туапсинки». Первый из них – Новокавказский, говорят, так и не успели ввести в эксплуатацию. Дорога обходила его по временному мосту, а в Гражданскую войну один пролёт и вовсе взорвали (скорее всего, отступавшие белые).

К следующему – Николаевскому – мы приехали через несколько часов. Он находится уже в Краснодарском крае возле одноимённой станицы. Здесь нас ждал обед и небольшой дождь, который, к счастью, не оказался затяжным. Немного отдохнув и полюбовавшись живописными развалинами (в Николаевской был крупный железнодорожный узел, от которого остались водонапорная башня, резервуар и грузовая платформа), мы отправились в путь.

Основная часть дороги здесь идёт по насыпи. Пусть и без асфальта, она такая прямая и ровная, что снова удалось уйти в отрыв. Даже пришлось подождать машину сопровождения, чтобы оттуда засняли наш подъезд к третьему – самому высокому и красивому мосту всей «Туапсинки»: Веселовскому.

Подробнее обо всех этих мостах вы можете прочитать в материале Юрия Кузьминых. От себя добавлю, что выглядят они так, что небольшой косметический ремонт – и можно снова поезда пускать. Только вряд ли это произойдёт когда-либо. И заброшенные мосты «Туапсинки» ещё века простоят на склонах Ставропольской возвышенности, всё более походя на сооружения эпохи Римской империи. Кому-то они будут напоминать о неудаче проекта, кому-то, напротив, покажут мощь и всемогущество инженерной мысли. А для местных жителей будут просто красивой и едва ли не единственной достопримечательностью.

Велоэкспедиция «Туапсинка»-2013». Часть вторая

На Армавир!

Вскоре после Веселовского моста насыпь исчезает. Деловитые кубанские земледельцы решили не терять драгоценные километры на несуществующую дорогу. Лишь иногда она снова возникает между полей, да торчат небольшие мостики и дренажные трубы.

Зато параллельно ей от Николаевской начинается чудесное шоссе. Несмотря на то, что асфальту на нём уже немало лет, покрытие практически идеальное. Эта дорога связывает несколько краснодарских станиц с Армавиром и, в принципе, может считаться реинкарнацией «Туапсинки».

Последний участок мы проехали фактически без остановок. С одной стороны, время поджимало, с другой – все крупные артефакты «Туапсинки» остались позади. Слева от нас мелькали поля, сады и пойменные леса Кубани, справа подступал живописнейший отрог Ставропольской возвышенности, а узкая полоска асфальта приближала нас к конечному пункту.

Помнят ли здесь те времена, когда наши города были соединены железной дорогой? Очевидно, да. В Армавир мы въехали по Ставропольскому мосту, пересекающему Кубань.

Велоэкспедиция «Туапсинка»-2013». Часть вторая

Младший брат

Расположенный в Краснодарском крае Армавир больше тяготеет к Ставрополю, чем к собственной столице. Наши города похожи и внешне, и по ментальности. Сравнительно зажиточные, но чересчур провинциальные; ухоженные и приятные для тихой жизни, но страдающие от недостатка чего-то большего.

Ехали мы преимущественно по частному сектору, хотя и высотки, и крупные предприятия здесь есть. Армавир вдвое меньше Ставрополя, но в каких-то вопросах даже обогнал наш город. К примеру, здесь лучше развито троллейбусное движение – как по количеству маршрутов, так и по качеству состава. Здесь раньше нас дождались появления крупных торговых центров класса «А» - таких как «Красная площадь». Зато у нас есть федеральный университет – пожалуй, единственное несомненное преимущество.

Конечная точка нашего маршрута – вокзал «Армавир-2. Туапсинский». Он работает и сегодня. После ликвидации ставропольского участка дороги её просто соединили с Владикавказской. Теперь в городе два вокзала, и многие поезда проходят через оба.

«Туапсинка» теперь начинается отсюда. Она идёт через кубанские земли, переваливается через Кавказский хребет и спускается к черноморскому городу Туапсе. Сто лет эксплуатации лишь подтвердили её надёжность и удобство.

Велоэкспедиция «Туапсинка»-2013». Часть вторая

Дорога, которую нам не вернуть?

Если присмотреться, многие мосты нынешней «Туапсинки» как две капли похожи на Немецкий, Новокавказский, Николаевский, Веселовский… Их проектировали одни инженеры и строили одни рабочие. Просто потом отступающим белым захотелось замедлить продвижение красных, и дорогу взорвали. И навсегда уходящий пятый бронепоезд Деникинской армии под названием «Единая Россия» оставил Ставрополь тупиковым городом.

Во многом это определило судьбу Ставрополя. Наш город сдавали в гражданскую и Великую Отечественную – всегда без боя. Немецкие бомбардировщики камня на камне не оставили от крупных железнодорожных узлов – Армавира и Невинномысска, а Ставрополь остался практически целым.

Хорошо ли жить в красивом и удобном городе, который обходят стороной и большие беды, и крупные достижения? Кому как. Но нынешнему Ставрополю явно неуютно в своём тупиковом статусе. Статус формальной столицы края, где торговля сосредоточена на Кавминводах, главные транспортные узлы находятся там же, а основная промышленность кормит Невинномысск и Будённовск, слишком невнятен для города, претендующего на большое будущее.

Даже если нам придётся поступиться толикой провинциального спокойствия, Ставрополю необходимо вновь стать транспортным, торговым, деловым и прочим-прочим центром не только края, но и соседних регионов.

Дважды пытались мы выбраться из железнодорожного тупика. «Туапсинку» разрушила Гражданская война. «Комсомольскую» железную дорогу на Ростов «похоронили» перестройка и развал СССР. Возможно, с третьей попытки у нас получится?

Если и учит нас чему-то величественная и печальная история Туапсинской железной дороги, так это простой человеческой дерзости. Той, которая не даст смириться с «тупиковым» статусом. Которая заставляет вкладывать силы и душу в амбициозные и подчас сомнительные проекты. Помогает спрямлять неровности и бросать вызов природе. И, даже потерпев неудачу, вновь и вновь стремиться к большему.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА, Николая СОРОКИНА

Другие статьи в рубрике «Путешествия»



Последние новости

Все новости

Объявление