Римма Иванова – кавалер ордена Святого Георгия Победоносца
(Продолжение. Начало в № 27, 30).
Часто во внеучебное время Римма много рассказывала ребятам о различных эпизодах из истории, читала книги. Ребята сами просили её что-нибудь почитать им. Когда весной сошёл снег и установилась хорошая тёплая погода, молодая учительница стала устраивать для своего класса экскурсии по окрестностям Петровского. Само село было расположено в котловине, открытой с запада и окружённой с севера, востока и юга горами Баранья, Купай. С запада протекала река Калаус с крутыми, обрывистыми берегами, коварная по своей натуре. Летом она была мелкой и казалась тихой, покорной, зато в период таяния снегов и во время проливных дождей речка могла превратиться в бурный поток, готовый натворить немало бед, смывая всё на своём пути. Само село разрезалось небольшими балками, образованными ручьями, бегущими с окрестных гор.
К походам по окрестностям села Римма готовилась тщательно, как к урокам. Она часто заглядывала в книгу А.И. Твалчрелидзе о населённых пунктах Ставропольской губернии, часто беседовала со старожилами Петровского о прошлом села, о примечательных местах. Те охотно рассказывали ей многое, в том числе и разные предания, небылицы, легенды, связанные с тем или иным событием.
Весной Римма была покорена пробуждающейся окружающей природой, когда зацвели деревья, заблагоухали травы. Река Калаус была излюбленным местом времяпровождения ребят. Там они купались, ловили рыбу, раков. Часто они приглашали на речку и учительницу. По весне в воскресные дни она нередко выходила с ребятами на экскурсии в лес, поле, на речку Калаус. Во время экскурсий Римма учила ребят определять виды деревьев, растений, цветов, учила составлять гербарий. Девочки и мальчики очень полюбили такие походы. Вскоре к ним стали присоединяться школьники из других классов.
То, что Римма много, часто до позднего вечера, возилась с учениками, вызывало недовольство других учителей, которые этим не занимались, а плохую учёбу учеников объясняли их неспособностью освоить материал. О ней стали рассказывать родителям всякие небылицы. Но те быстро разобрались, что к чему. И вскоре к Римме стали приходить родители учеников с просьбами взять их детей. Некоторые из них виновато извинялись за то, что в своё время взяли своих детей из её класса, засомневавшись, что такая молоденькая учительница хорошо сможет учить ребятишек. А теперь они просили принять их обратно. Наиболее настойчивым родителям удавалось добиться своего. В результате класс оказался переполненным. Многие из учеников, перешедшие в класс Риммы, вскоре стали выправляться. Большое значение имели дополнительные занятия, которые она проводила с отстающими детьми. Было это делом нелёгким и отнимало очень много времени.
К концу учебного года родители детей, которые должны были пойти на следующий год в школу, стали спрашивать Римму, будет ли она и дальше работать в их школе или же уедет домой в Ставрополь. Учительница задумалась. Конечно, поработав с детьми, она к ним привязалась. Ей хотелось бы работать в школе. Но в то же время она мечтала получить высшее образование. Поэтому Римма честно призналась, что в школе, наверное, работать не будет, так как собирается поступить в институт. Ей грустно было расставаться с ребятами. Хотя и проработала с ними всего полгода, она с трудом представляла жизнь без них.
Когда занятия в школе закончились, и Римма уезжала в Ставрополь, провожать её на станцию пришли не только учащиеся, но и родители. Это были проводы дорогого, уважаемого человека. Некоторые девочки плакали. Дети по простоте душевной приглашали учительницу переезжать в село Петровское навсегда.
Римма вернулась в родительский дом. На семейном совете было решено, что она может поступать в институт, поскольку обучение брата Владимира на следующий год заканчивалось. Римма быстро собрала все необходимые документы и утром 19 июля 1914 года отправила их в Московский коммерческий институт на экономическое отделение. Начальница гимназии даже специально удостоверила её фотографию по окончании 8-го класса.
Однако учиться в институте девушке не пришлось. Планам помешала начавшаяся война. Именно в этот день Германия объявила войну России, затем Англии, Франции. Началась небывалая в истории по своим масштабам Первая мировая война. В стране началась мобилизация в действующую армию. В городе прошла верноподданническая манифестация в поддержку императора в связи с начавшейся войной.
Начало войны вызвало небывалый патриотический подъём среди населения, особенно молодёжи. В молодёжной среде развернулось движение по добровольной отправке на фронт. Эта волна захлестнула многих, в том числе и Римму.
Госпитальная сестра милосердия
Римма, как только узнала о начале войны, решила отправиться на фронт сестрой милосердия. Об этом она решительно объявила родным. Мать не менее решительно заявила, что никуда её не отпустит. А отец резонно заметил, что никакой сестрой милосердия она быть не может, так как ничего в этом не смыслит. Тогда дочь пригрозила тем, что если они её не отпустят, то убежит, переодевшись в мужскую одежду. На это отец твёрдо заявил: «Я думаю, что ты не доведёшь дело до того, чтобы мы обратились за помощью в полицию с просьбой, чтобы она тебя нашла и под конвоем возвратила домой». Такие разговоры продолжались несколько дней.
Но вскоре спор разрешился сам собой. Ставропольское губернское земство, определяя задачи по участию в помощи действующей армии, уже в конце июля создало губернский земский комитет помощи больным и раненым воинам. В его задачи входило оборудование госпиталей в городе Ставрополе и губернии, на которые губернским земским собранием были выделены средства. Но поскольку их было явно недостаточно, на помощь пришла общественность. В губернии широко развернулось движение по сбору средств на оборудование госпиталей. Деньги выделяли сельские общества, производились отчисления из жалованья служащих, церковь организовала кружечные сборы. Различную утварь, посуду, мебель приносили отдельные граждане. Среди них была и семья Ивановых. Было внесено немало личных средств на оборудование коек в госпиталях.
По мере оборудования госпиталей для всех становилось всё более очевидным, что они не смогут эффективно работать в условиях острой нехватки медицинских работников, особенно сестёр милосердия, которых в губернии и без того не хватало. Выход был найден. Ставропольское земство совместно с губернским управлением Общества Красного Креста организовало краткосрочные курсы по их подготовке. Для этого планировалось создать группу в 30 человек и экстренно подготовить сестёр милосердия из девушек с образованием не ниже четырех классов гимназии.
Желающих обучаться на курсах неожиданно оказалось немало - 81 человек. Для обучения было отобрано 66 человек, которые отвечали предъявляемым требованиям. Из них сформировали две учебные группы, в которых было немало патриотически настроенных девушек из состоятельных семей: дочери губернатора Б. Янушевича, генерала П. Мачканина, купца В. Алафузова, родственница вице-губернатора А. Ширвашидзе и другие. Римма оказалась зачисленной во вторую группу, лекторами в которой были известные в городе опытные врачи. На курсах стремились за короткое время дать слушательницам максимум знаний по широкому профилю.
Открытие курсов состоялось 29 июля в 11 часов дня в помещении музея имени Праве. На них присутствовало губернское и городское начальство. Во всех выступлениях звучала главная мысль: девушки должны хорошо освоить предметы, чтобы оказывать квалифицированную помощь больным и раненым воинам.
Для ускоренного обучения сестёр милосердия была разработана специальная программа, в которой сочетались теория и освоение основ сестринского дела непосредственно на практике. Это, в свою очередь, потребовало организовать занятия по очень плотному графику и работать по 10-12 часов в день, без выходных. Так что свободного времени у курсисток практически не оставалось. К преподаванию на курсах были привлечены лучшие врачи города Ставрополя, в том числе назначенные главными врачами госпиталей, которые в ходе обучения могли выбирать будущих сестёр милосердия в свои лечебные заведения.
Римма с увлечением окунулась в занятия, которые проходили с раннего утра до позднего вечера. Врачи-практики на них постоянно подчёркивали, что от пунктуального соблюдения требований в лечении больных часто зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Римме пришлось по вечерам много практиковаться дома: делать уколы в слой ваты, проводить перевязки.
Когда основной теоретический курс за два месяца был пройден, слушательниц распределили по госпиталям, которых открывалось в губернии около 40, а непосредственно в городе Ставрополе - 20. В городе и губернии в это время шла мобилизация запасных. Команда за командой отправлялись в действующую армию.
Палата госпиталя
Медицина увлекала Римму. Особенно внимательной она была на занятиях З.Н. Акимова. Она никогда не думала, что мужчина может так доходчиво объяснять, рассказывать и показывать, как нужно ухаживать за больными и ранеными. Считалось, что перевязка - это женское дело, так как сестрами милосердия были женщины. Правда, З.Н. Акимов неоднократно подчёркивал, что ему никогда не приходилось иметь дело с раненными на фронте, он работал только с оперированными больными, но не видит большой разницы между раненым и оперированным, поломавшим руку или ногу, попавшим под телегу или оказавшимся с раздробленными ногами или руками. Главное, подчеркивал он, отнестись к пострадавшему душевно, по-человечески, с любовью.
Николай СУДАВЦОВ, доктор исторических наук.