Где этот дом?
Станислав МаслаковПутаница с адресами – это весело только в комедийных фильмах. В жизни она превращается в проклятие. Ты вроде как есть, но не совсем, а обычное взаимодействие с внешним миром превращается в странный квест. Иногда с трагическим концом. Так случилось и с ветераном войны Фёдором Волошиным. Он умер год назад. Врачи скорой помощи не успели спасти старика, потому что по его адресу зарегистрировано ещё несколько домов. Когда они нашли нужную «квартиру», оказалось слишком поздно. А вот соседи почившего пенсионера продолжают страдать поныне.
Так получилось, что по адресу: «ул. Лермонтова, 10» - стоит сразу несколько домов. Собственно, так или иначе с подобной проблемой сталкивается едва ли не большая часть нашего города, пережившего все прелести уплотнительной застройки. Решается она как придётся, но чаще всего благодаря «дробям» и «литерам». Иногда возникает такая путаница, что сам чёрт ногу сломит. Впрочем, органы, ответственные за регистрацию домов и участков, конечно, не черти. Поэтому не только ломанием ног, но и просто более-менее подробным исследованием ситуации и поиском выхода они себя не утруждают.
Итак, Лермонтова, 10. На участке в 20 соток стоит 3 дома, в каждом – по нескольку квартир. Два находятся на красной линии, один – в глубине участка. Впрочем, полноценным многоквартирным домом может считаться лишь один из них, двухэтажный, на нём же висит литера «10». Остальные два – обычные одноэтажные «хатки», старшей из которых скоро исполнится век, и они никаких аншлагов не имеют. Собственно, эти дома ничего кроме адреса не объединяет. Двухэтажный дом обслуживается управляющей компанией ЖЭУ-9, а другие дома сняты с обслуживания и переданы жильцам в частную собственность. Тем не менее юридически всё это – многоквартирный жилой дом со сквозной нумерацией.
Вроде, почему бы и нет? Простое решение сложной проблемы. Но на практике всё выглядит так. Человек, не знакомый с особенностями участка номер десять, вначале попадает в двухэтажку. Там он через некоторое время обнаруживает, что нужной квартиры нет, и она находится в другом доме. Впрочем, мало кто на деле утруждает себя такой игрой «угадай адрес». Это раньше, когда участковые врачи и почтальоны не менялись десятилетиями, всё это не выглядело большой проблемой. Сейчас те же платёжные квитанции чаще всего разносят случайные люди, которым нет дела до адресных хитросплетений. Они попросту бросают все на порог «основного» дома. Если повезёт, жители остальных квартир успевают найти их.
Но даже если добыл квитанцию – не факт, что получится оплатить. В этом году жильцам квартир с пятой по девятую перестали выдавать бланки на оплату электроэнергии. Мол, ваши расчёты ведутся через управляющую компанию. Доводы о том, что эти «квартиры» - на самом деле частные дома, никакого отношения к УК не имеющие, никого не убеждали. В конце концов «Горэлектросеть» признала неправоту, но заявила, что ошибка произошла из-за того, что у домов нет собственных номеров. Это не единственная «электрическая» проблема. Если, к примеру, случилась авария, то ремонтникам долго придётся искать, на каком из десятых домов она произошла. Столбы и провода у всех разные, а адрес - один.
И стали жители многострадальных домов обивать пороги администрации. Нельзя сказать, что безрезультатно. Даже собрание жильцов провели. Только весьма своеобразно. Спросили: нужны вам отдельные номера или оставить сквозную нумерацию? Плюс предупредили, что за переадресацию придётся платить. Владельцы квартир «большого» дома заинтересованы не были. А их-то большинство. Так и решили вопрос – оставить всё как есть.
На все дальнейшие запросы в администрации отвечали, что, мол, народ решил – мы ни при чём. К тому же инвентарный номер у вас один, межевание не проведено, а выделение долей в натуре невозможно: о каких разных адресах речь? Не согласны – идите в суд. А межевание все-таки провели. Только по протоколу собрания, где присутствовала треть владельцев, и с явными нарушениями. В результате жильцы одноэтажных домов потеряли возможность обслуживать свои же стены, и снова стало только хуже.
Это лишь часть тех проблем, которые узлом сплелись на участке по Лермонтова, 10. Решать их придётся в судебном порядке, и процесс не обещает быть лёгким. Но жильцы злополучных домов с единым номером уверены в победе. В конце концов это далеко не единичный случай. Остаётся лишь надеяться, что это произойдёт раньше, чем ещё кто-нибудь умрёт от того, что его не успели вовремя найти.