Георгиевская лента
Когда пять лет назад сотрудница «РИА новости» Наталья Лосева придумала акцию «Георгиевская лента», она не представляла, во что всё это выльется. Разовое юбилейное мероприятие стало ежегодным. Масштаб растёт геометрически (если в 2005 году раздали 800 000 ленточек, то сейчас фигурируют цифры в несколько сотен миллионов). Мода на георгиевские цвета прочно укоренилась у молодёжи. И, конечно, как любое заметное явление в нашем обществе, акция расколола это общество на два непримиримых лагеря.
Камнем преткновения стала допустимость столь массового и не всегда корректного использования этого символа. Аргументация у обеих сторон сильная и восходит к славной истории Георгиевской ленты.
Впервые она появилась в 1769 году вместе с Императорским Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия — высшей военной наградой Российской империи. Её учредила Екатерина II для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Впоследствии лента украшала многие ордена и медали. Особое распространение она получила в Великую Отечественную, почему и ассоциируется у нас именно с этим временем. Наконец, Георгиевская лента является частью ордена Святого Георгия — высшей военной награды Российской Федерации, которой удостаиваются офицеры за проведение боевых операций при нападении внешнего противника. В любом случае всегда Георгиевская лента была частью только боевых наград, получить которые можно было лишь за личные достижения на поле боя. Собственно, поэтому и использованы эти цвета: сочетание чёрных и оранжевых полосок символизирует дым и огонь.
В основном именно к этому апеллируют противники акции. Их девиз – «Я не имею права носить это!». По их мнению, массово распространять и надевать как попало часть боевой награды - символ воинской доблести – кощунство. Суждение во многом верное, особенно на фоне того, как некоторые с этим символом обращаются. Но всё же не стоит забывать, что ленточка сама по себе – это просто напоминание, а не награда. В конце концов, красный флаг, триколор, двуглавый орёл – тоже образы особенные. Но их свободно печатают и на тетрадях, и на майках, не вызывая особого возмущения в обществе. Это не значит, конечно, что мы должны уподобляться своим заокеанским союзникам и опошлять нашу символику настолько, что она ничего кроме тошноты и раздражения не вызывает. Чувство такта тут необходимо, как и чувство меры.
Но бойкот Георгиевской ленты ни к чему хорошему не может привести. Как ни крути, а Великая Отечественная уходит в историю вместе с теми, кто её помнит. И как бы ни старались мы со всё большим надрывом напоминать о ней молодёжи, делать это всё труднее. Одной из немногих по-настоящему удачных, живых пиар-акций на тему войны стала как раз «Георгиевская лента». Пусть как попало, без должного уважения и понимания, но надевают наши сограждане эти ленточки. Носят по городу символ воинской доблести – не этих конкретных людей, а всего нашего народа. Другой вопрос, что не просто раздавать надо, но и рассказывать. Объяснять, что раньше эти чёрно-оранжевые тряпочки кровью добывались. Что это одна из немногих вещей вокруг нас, которой мы ещё можем безоговорочно гордиться. И, конечно, что прикреплять её куда попало или выбрасывать – свинство. Не хочешь – не бери. Но лучше всего – надень как положено и носи с гордостью. Ветераны в большинстве своём хорошо относятся к этой акции. Их удручает лишь вид ленточки на заднем кармане или под ногами. Постараемся не омрачить им праздник в этот раз.
Станислав МАСЛАКОВ.