Герои и жертвы информационных войн
Сегодня очень сложно понять, кто перед тобой: промыватель мозгов или борец за правду. Но время все расставляет по своим местам. Правду можно услышать тогда, когда кто-то очень влиятельный и компетентный не сочтет, что пришло время. Правильно выбранное время – залог того, что правдивая информация пройдет незамеченной. А дальше можно смело высмеивать тех, кто попытается ее вытащить из забвения, говоря: это общеизвестный факт, это было давно и никому не интересно. В каждом конкретном случае срок, по прошествии которого решается вопрос о том «давно» или нет, выбирается индивидуально. Иногда и десять лет – «давно», а шестьдесят – вполне свежо и актуально.
Гибель борца за правду ни в коем случае не означает его правоты. Однако так уж повелось, что это принято за аксиому. Хотя очевидно, что это может быть еще по нескольким причинам. Во-первых, тот, кто стал героем, мог вплотную приблизиться в своих расследованиях к по-настоящему опасной информации, и его ликвидировали «на опережение». При этом то, что было им уже раскрыто, отнюдь не всегда имеет сколь-нибудь значимую ценность. Во-вторых, мог иметь место информационный вброс, а борец за правду мог послужить для слива компромата на влиятельных лиц. Компромат при этом может состоять из произвольного соотношения лжи и правды. И тут уже несколько вариантов. Например, ликвидация, чтобы не стал известен источник компромата (в случае если компромат в основном правдив). Или ликвидация для придания «правдивости» ложной информации, и, одновременно – с «дополнительной выгодой» – последующим обвинением фигурантов компромата в убийстве разоблачителя. А может, это действительно месть фигурантов – попробуй разберись.
Самая главная опасность в том, что правильно подобранная информация, способная сама по себе вызвать последствия настолько серьезные, что через некоторое время уже будет безразлично – правдива она или нет. И придание ей дополнительной достоверности на самом раннем этапе – с помощью ликвидации борца за правду – подчас сторицей окупает затраченные усилия. А в самых значимых случаях информационный повод создается намеренно, а реакции влиятельных обозревателей заранее прорабатываются. И самое смешное, что иногда встречаются «проколы» – когда событие происходит чуть позже, чем появляются комментарии. Несколько подобных случаев было замечено в рамках пропагандистской кампании против Сирии. Но заметили это несколько специалистов по Ближнему Востоку, не имеющих доступа к популярным СМИ. К тому же для современного человека, перегруженного бесполезной информацией – разного рода «светской хроникой», «скандалами, интригами, расследованиями» из жизни так называемых «звезд», – необходимо либо многократное навязчивое повторение, либо «сенсационность», где важно не только само событие, но и «истеричность» его освещения.
Разоблачением лжи и противодействием ей заниматься можно, но эффективность обычно довольно низка. Распространили искаженную информацию несколько мощных информагентств. У разоблачителя должна быть не меньшая мощь, иначе его голос станет тоненьким писком в реве чужого хора. Сказал, например, Каддафи несколько недель назад – «мы могли бы взрывать ваши дома, но не будем уподобляться вам», его речь чуть-чуть подправили – «мы будем взрывать ваши дома». Европа замерла в ожидании терактов. Это хорошо еще, что не начали взрывать от его имени. А ведь в истории всякое бывало.
О судьбах настоящих борцов за правду
Настоящий борец за правду – калиф на час. Если за ним не стоят какие-то мощные цели. Вот пример того, что бывает с особенно удачливыми экземплярами. Это широко известная история, и не из какой-нибудь авторитарной страны третьего мира, а из самой цитадели демократии.
В конце 80-х годов известный американский журналист, лауреат Пулитцеровской премии Гарри Уэбб написал серию скандальных статей о тогдашнем «главном американском расследовании» – процессе, названном «делом Иран-Контрас». Речь шла о незаконном проведении ЦРУ поставок оружия никарагуанским мятежникам – контрас и «враждебному» по отношению к США Ирану. Уэбб раскопал информацию о том, что часть денег на эти незаконные операции ЦРУ получало от доставки в США сырья для производства опасного наркотика – крэка. Мишенью наркоторговцев стали в основном беднейшие жители т.н. «черных гетто», а в распространение и употребление активно вовлекались дети.
Уэбб систематизировал информацию и выпустил книгу «Союз Тьмы» («Dark Alliance: The CIA, The Contras and the crack cocaine explosion»). Она произвела эффект информационной бомбы. Однако, после того как интерес немного спал, книгу объявили лживой, а Уэбба поместили в психиатрическую больницу. Прошло несколько лет. Дело Иран-Контрас закончилось осуждением «стрелочников». Верховный суд США счел недоказанной торговлю наркотиками. Американское общество было увлечено более важным скандалом – с Моникой Левински. И когда генеральный инспектор ЦРУ Фред Хитц заявил, что многие факты в книге Уэбба соответствуют действительности и общий его вывод достоверен, никто не обратил на это никакого внимания. А спустя еще несколько лет эта история перекочевала на страницы глянцевых журналов. Например, известный английский журналист Боб Спек в 2003 году изложил всю эту историю с позиции правоты Уэбба. Он живописал его как жертву заговора спецслужб. И никакой значимой реакции не было – хотя все фигуранты были живы, а многие занимали высокие должности. Не прошло и года, как Гарри Уэбб трагически погиб, якобы совершив самоубийство, выстрелив себе в голову дважды. Но и эта новость прошла незамеченной. В новостях не устраивали прямых репортажей с похорон. Правозащитники скромно промолчали. Причиной самоубийства признали глубокую депрессию. Заметим, что пока информация Уэбба была актуальной, он оставался живым. Его смерть была слишком опасна и в глазах большинства подтвердила бы его правоту. Поэтому его объявили безумцем. А когда о нем все позабыли, его освободили из психиатрической лечебницы, но на приличную работу, разумеется, не брали. Подтверждений его правоты было уже немало, это никого больше не волновало.
Время показало, что Гарри Уэбб прав, но оно же сделало его открытие никому не нужным.
Мишени и иерархии
Чем сильнее государство, тем меньший эффект имеет информационная война против него. Можно бесконечно напоминать о зверствах времен войны во Вьетнаме, это никого не волнует. Вьетнамцы напоминают, все ждут хотя бы извинений за намеренное сожжение заживо маленьких детишек, за массовое использование дефолиантов, сделавшее обширные территории непригодными для жизни и вызвавшее у тысяч вьетнамцев тяжелейшие мучительные заболевания. Никаких извинений и никаких компенсаций.
Иногда бывают извинения. Хотя они больше напоминают издевательство. Например, недавно Госдепартамент США извинился перед Гватемалой за медицинские эксперименты, которые проводили американские врачи на ее территории. В частности, в ходе этих экспериментов более семисот человек намеренно заразили венерическими заболеваниями. Многие успели заразить свои семьи, т. к. узнали о своей болезни слишком поздно. Гватемальский президент Альваро Колом потребовал признать США виновными в преступлениях против человечности и выплатить пострадавшим компенсации, но никто его не стал слушать.
Другое дело, России, судя по всему, скоро предстоят выплаты польским гражданам за расстрел польских офицеров в Катыни. Многие эксперты считают, что обвинение СССР не подкреплено фактами, что многие факты указывают на виновность нацистов, а якобы найденные документы НКВД имеют явные признаки подделки. Они призывали тщательнее расследовать обстоятельства этих трагических событий, напоминали, что на Нюрнбергском процессе СССР не смог добиться признания вины нацистов из-за нескольких формальных ошибок. Говорили, что есть две версии событий - версия Геббельса и версия знаменитого врача Бурденко, который возглавлял комиссию по Катыни и проводил эксгумацию тел погибших при огромном количестве приглашенных из разных стран специалистов. Но политическая необходимость и давление «демократической» общественности сыграли свою роль. Россия кается и готовит деньги для выплат. А за Польшей в очередь на компенсацию уже становятся пособники нацистов из Прибалтики, жертвы борьбы с басмачеством и многие, многие другие.
Но не следует думать, что главной мишенью информационной войны является Россия или, например, современные Ливия, Сирия и Беларусь. Это в корне неверно. Главная мишень – население Европы и США. Ведь, прежде всего, именно они должны «знать правду».
В ситуации политики двойных стандартов и информационного доминирования «противника» «догоняющий» вынужден говорить по возможности только правду, максимально достоверно интерпретируя факты. У него нет права на ответную ложь. Он не имеет права на ряд позволительных для сильнейшего «демаршей». Многое приходится «проглатывать». Сильное государство может каяться в чем угодно, в любых зверствах, а может игнорировать очевидное – оно в своем праве. А слабым странам – навяжут, заставят каяться, и если преступлений не найдется – их придумают.
О приемах навязывания, о методах манипуляции и их последствиях мы поразмышляем на следующей неделе.
Максим Цапко, кандидат политических наук, доцент СФ МГГУ им. М.А. Шолохова