Гильотина
Ольга ТокмаковаПоселок Большевик Ипатовского района не так уж далеко от нашего города. Правда, жизнь здесь разительно отличается от городской. Исторически сложилось так, что градообразующее федеральное племенное предприятие (ФГУП ПЗ) "Большевик" "разбросано" - места, где живут люди, разделяют километры проселочных дорог, и нет пассажирского транспорта. Всю социальную жизнь Большевистского муниципалитета приходится оплачивать донору – "Большевику". Но и эту далекую от городской роскоши немудреную "социалку", которая еще удерживает людей на земле-кормилице, на уровне Федерации решено разрушить, хотя вроде бы ставропольский племзавод наказывать не за что.
Бессменный директор "Большевика" Александр Чепурной, который в этом году отмечает 20-летие руководства, несмотря на перестройку, дефолты и убийственный диспаритет цен, сумел сохранить племзавод, в котором еще до войны вывели первого в СССР мериноса, сам надел на кавказскую овцу австралийскую шубу - имеет авторское свидетельство на южностепной тип кавказской породы овец. "Большевик" в прошлом году заработал больше 90 миллионов рублей с прибылью свыше 30 миллионов рублей, за два года заплатил около 2 миллионов рублей налога на прибыль. Это редкость для сложного в управлении племенного предприятия, куда входят пять удаленных поселков.
Чтобы успешно управлять таким хозяйством, надо знать его как свои пять пальцев, иметь складывающуюся годами репутацию на местном аграрном рынке, а главное, очень любить эту землю. Ни одному варягу, даже очень упакованному и при больших деньгах, социальная инфраструктура в виде школ, больниц, детских садов, сельских жителей с их маленькими, пусть и жизненно важными проблемами, не нужна. Как поступают с селом хозяйственные пришельцы, в Ставропольском крае уже хорошо известно. Они приходят только для того, чтобы брать. На этот раз хотят забрать одно из самых сильных хозяйств Ипатовского района, ведь "Большевик" входит в 50 лучших сельхозпредприятий края, в призеры по кавказской породе овец, в рейтинг лидеров по продуктивности молочных буренок, имеет лицензии на разведение и продажу племенных овец и коров, успешно выращивает хлеб. Таких в крае да и в России осталось мало.
Для начала взяли за горло
Большинство из нас сейчас не ошибется, если на дежурный вопрос: как жизнь, ответит кратко и емко: "Как у графина… Каждый норовит схватить за горло". Графинная жизнь "Большевика" началась не сразу. В 2001 году на передовой племзавод приезжал сам министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев. Он уехал, довольный делами хозяйства, принадлежащего государству. За три года хуже не стало, но в июле этого года прогремел гром среди ясного неба. Неожиданно выяснилось, что пока в хозяйстве ударно работают и убирают хлеб, директор тайно и незаконно уволен Москвой еще с середины июня.
Можно подивиться тому, что не спросили мнения коллектива "Большевика", не указали причин увольнения сильного руководителя, не потребовали у Александра Чепурного какой-то объяснительной записки. Но как отнестись к тому, что директору даже не сообщили, что он уволен?! Причем трудовой договор расторгнут не Министерством сельского хозяйства России, которое является собственником "Большевика" и имеет на это право, а подведомственным и недавно созданным Федеральным агентством по сельскому хозяйству. Больше того, приказ об увольнении подписал не руководитель агентства, а его заместитель - на основании всего лишь служебной записки.
Когда секретное увольнение открылось, в нашу редакцию пришла копия ходатайства коллектива и депутатов Большевистского сельсовета к министру сельского хозяйства Алексею Гордееву. Из письма к федеральному министру ясно, что за подозрительным во всех отношениях увольнением директора стоят коммерсанты: "Мы категорически против присвоения государственной собственности ОАО "Агроплемсоюз" в лице его генерального директора Данкверта А.Г. Выражаем Данкверту всяческое недоверие и под руководством "Агроплемсоюза" в лице Данкверта работать не будем!
На примере ФГУП "Племенной завод "Советское руно", где смена руководителя происходила по инициативе генерального директора ОАО "Агроплемсоюз" А.Г. Данкверта, мы убедились, что распродана техника и племенной скот, ликвидированы рабочие места, хозяйство потеряло экономическую самостоятельность, живет в долг и находится на грани банкротства…Мы полностью доверяем управление предприятием Александру Чепурному. Убедительно просим отменить приказ и восстановить его в должности директора ФГУП ПЗ "Большевик", не допустить развала племзавода и захвата предприятия незаконным путем в частную собственность".
Наша справка:
По уставу, коммерческая организация "Агроплемсоюз", возжелавшая забрать федеральную собственность – племзавод "Большевик", образована на базе Всесоюзного агропромышленного объединения племенных заводов и заготовки племенного скота. В 1990 году в "Агроплемсоюз" вошли ведущие племенные предприятия СССР (позже и охотничьи хозяйства) в основном из Московской и Калужской областей, а также два ставропольских предприятия – государственные племзаводы "Большевик" и "Советское руно".
Среди основных видов деятельности этого Союза - реализация продукции, лизинг, разработка селекционных программ, сохранение генофонда, координация деятельности хозяйств с АПК страны. Доля государства в уставном капитале "Агроплемсоюза" - 20,2 процента, остальное принадлежит коллективам хозяйств, так что они вправе решать, кто ими будет руководить.
Руководитель и создатель "Агроплемсоюза", Алексей Георгиевич Данкверт, с февраля 2002 года председательствует и в Совете директоров Союза животноводов России. Но на слуху в стране два Данкверта – сам Алексей Георгиевич и сын его Сергей Алексеевич. Последнего в СМИ называют аграрным лобби интересов России за рубежом, потому что он возглавляет структуру Минсельхоза РФ - Россельхознадзор, то есть решает вопросы о пропуске сельскохозяйственного импорта в Россию.
До этого Данкверт-младший был заместителем министра сельского хозяйства страны. Более сказать хорошего о нем нечего. Кому интересно, зайдите в любую поисковую систему Интернета и наберите его имя. А Алексей Георгиевич в канун перестройки, как уже говорилось выше, создал на базе государственной собственности коммерческую организацию "Агроплемсоюз". Но этой коммерческой организации поступают средства из федерального бюджета на финансирование сельхозпредприятий, с которыми "Агроплемсоюз" взаимодействовал на основании договоров на консультативно-информационное обслуживание. Все консультации, в том числе по вопросам бюджетного финансирования, – платные.
С Минсельхозом РФ у коммерческого Союза заключено соглашение, где министерство обязалось финансировать сельхозпредприятия "Агроплемсоюза" по предоставленным реестрам, а также выступать арбитром в спорных вопросах. Причем часть средств бюджета для финансирования дотаций и компенсаций уходила через "Агроплемсоюз".
Во времена свободы российской демократии в выводах отчета Счетной палаты РФ по проверке целевого использования средств "Агроплемсоюзом" за 1997 - 1999 годы записан целый ряд выявленных аудиторами палаты нарушений. Например, средства бюджета через "Агроплемсоюз" проходили без ведома регионов, поэтому истинная потребность в дотациях искажалась. Так, в 1997 - 1998 годах охотохозяйствам, на одно из которых - "Озерное" в Калужской области, съезжается на охоту весь столичный бомонд, отправляли в 2-3 раза больше денег, чем в племенные хозяйства.
Умышленное банкротство сельхозпредприятий, большей частью акционерных обществ,- это "черная правда" нашей жизни. Об этом в Ставропольском крае, да и на юге России, говорят на всех заседаниях и совещаниях, очень возмущаются, но на деле смиренно терпят, хотя краевой бюджет уже лишился миллионных налогов и пребывает в дефиците. С "социалкой" даже на крупных промышленных предприятиях, которые в процессе очередного передела собственности забрали пришлые финансово-промышленные группы, стало гораздо хуже. О сельскохозяйственных предприятиях и говорить нечего, их повально банкротят за 100 тысяч рублей кредиторской задолженности - из 363 СХП края, попавших под навязанную им процедуру банкротства, финансово оздоровились только два. Сейчас забирают "Большевик", причем запросто, как будто это не племзавод, а какая-то торговая лавчонка со спорным имуществом. Ведь федеральное предприятие не надо утруждаться банкротить, его намерены забрать через суд и незаконное увольнение несговорчивого директора. В этом хозяйстве 30 тысяч гектаров непаевой, то есть свободной от частной собственности, земли. Пока свободной.
"Большевика" решили удочерить
В феврале 2001 года решением трудового коллектива государственный племзавод "Большевик" утвержден федеральным государственным унитарным предприятием - ФГУП ПЗ, а его директором назначен Александр Чепурной. Это подтверждает приказ министерства сельского хозяйства России. Но спустя три года "Большевик" в виде государственной собственности уже не устроил руководство "Агроплемсоюза", куда племзавод вошел в 1990 году на договорных условиях, оставаясь собственностью Минсельхоза России и коллектива.
Весной прошлого года коммерсанты подали исковое заявление в арбитражный суд Ставропольского края о признании недействительной государственной регистрации ФГУП ПЗ "Большевик", с тем чтобы сделать его дочерним предприятием "Агроплемсоюза". С правовой точки зрения, их аргументы – "филькина грамота". Реальной и законной передачи государственного имущества акционерам "Агроплемсоюза" в 1990 году, на которую ссылаются в отзыве об удовлетворении иска коммерсанты, не было. Тем не менее этот ход, как выяснилось, проверен на деле и рассчитан вовсе не на торжество закона или его же несовершенство, а на человеческий фактор: пугливость или сговорчивость руководителя и правовую безграмотность народа. Сейчас только ленивый не говорит, что у нас нет гражданского общества, и граждане за себя постоять не могут.
Действительно, как следует из письма-ходатайства, присланного к нам в редакцию коллективом "Большевика", Алексей Данкверт потребовал от Александра Чепурного подписать заранее подготовленный для него отзыв об удовлетворении "филькиного" иска и выдать доверенность от своего имени нанятому "Агроплемсоюзом" адвокату. Чепурной отказался. Просудившись безрезультатно год, в "Союзе" сделали другой ход - этим летом родилась служебная записка из отдела животноводства и племенного дела о досрочном расторжении трудового договора с директором "Большевика". Тот, кто придет на его место, будет работать в марионеточном режиме, и первое, что сделает, - подпишет нужный отзыв на иск. Гениальное решение, а главное - "прямое президентское", ведь мнения коллектива "Большевика" и краевых властей никто не спрашивал.
О печальной судьбе "Советского руна", руководитель которого раньше подписал подготовленный для него отзыв, уже сказано. А судьба "Большевика", которому хотят навязать аналогичный сценарий, прописана на ладони наших правителей. Все зависит от их характера, воли, принципов. Можно спокойно смотреть на беспредел и беззакония, которые выкашивают потенциал региона, и на словах защищать народ - никто из "высоких" не обидится и с должности не снимет. А можно открыто заявить, что мы имеем дело с беззаконием, и звонить во все колокола.
"Агроплемсоюз" применяет одну и ту же незаконную схему, которая легко прошла с "Советским руном", рассчитывая на то, что имеет дело не с гражданами правового государства. Но, когда жители всех пяти поселков "Большевика" узнали об увольнении своего директора, в редакцию позвонили вечером прямо с мехтока. Можно было понять одно, что за свое предприятие и директора они будут стоять насмерть. Когда пришел назначенец "Агроплемсоюза", его просто не допустили к хозяйствованию. Под ходатайством к Алексею Гордееву за Александра Чепурного подписался практически весь коллектив – 656 подлинных подписей. Причем люди не просят министра сменить казнь на помилование, они требуют правды и справедливости – соблюдения Трудового кодекса и Конституции РФ.
Александр Чепурной не смирился еще год назад, а поэтому сейчас с ним поступили так, что прямо в уборку урожая он попал в больницу. Но хорошо отлаженный механизм – племзавод - работал в уборку день и ночь: договоры железные, задачи поставлены четко, все, что надо, под руками, урожайность 41 ц/га, коровы дают 19 кг молока в сутки, собрано 38 тысяч тонн пшеницы. Беда стала лишним доказательством авторитета директора, имеющего настоящий русский характер. Его согнуть нельзя, только сломать. Все, что сказано выше, сказано намного раньше и гораздо короче в правдивом стишке про нашу Родину: "И только ты, страна полей, предпочитаешь сдуру делам своих богатырей их содранную шкуру".
В минувшем апреле в Ставрополе прошло первое заседание парламентской комиссии по проблемам Северного Кавказа, созданной после трагедии в Беслане. Комиссию возглавляет вице-спикер Российского парламента Владимир Катренко. Тогда среди самых серьезных угроз безопасности называли заказное банкротство ставропольских сельхозпредприятий. Нам стало известно, что заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Владимир Катренко уже обращался к министру Гордееву с просьбой отменить незаконный приказ об увольнении директора ставропольского предприятия "Большевик" и защитить государственную собственность. Председатель краевой Думы Юрий Гонтарь направил Гордееву обращение в том же духе.
Среди региональных правителей, с кем удалось побеседовать на тему "Большевика", свое мнение открыто и внятно сказали только депутат ГДСК Александр Шиянов и федеральный инспектор Александр Коробейников. "Я считаю, – сказал Александр Акимович, – в отношении "Большевика" идет "нечистая работа". В этом хозяйстве стабильное финансовое состояние и достойный руководитель. Смена директора приведет к ухудшению экономики края". Главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю Александр Коробейников сказал, что ему эта ситуация очень не нравится, и он обсуждал вопрос с губернатором края. Александр Черногоров пообещал обратиться к министру Гордееву. В свою очередь, Коробейников пообещал, что если этого не сделает губернатор, то он сам обратится к высшему руководству Министерства сельского хозяйства, чтобы получить официальный ответ. Что думает по этому поводу Алексей Гордеев, неизвестно, но пока все идет по сценарию коммерсантов - судебное заседание по переделу собственности "Большевика" перенесли на 5 сентября.