«Гирей я рыбу глушу!»
Лариса Денежная31 октября — официальное закрытие сезонной торговли. Но палаточные прилавки с улиц Ставрополя не исчезли. И, как показали итоги рейда, организованного комитетом экономразвития и торговли городской администрации, добровольно покидать свои обжитые места продавцы не собираются. Недаром пресечение стихийной торговли для местных властей и контролирующих органов не что иное, как борьба.
Рейды — ежедневные
В ожидании, пока соберутся все участники рейдовой группы, начальник отдела координации потребительского рынка комитета экономразвития и торговли Алексей Ломанов рассказывает:
— Ежедневно в город выходят 4 рейдовые группы, две из них работают в Промышленном районе. Центр Ставрополя практически очищен от стихийной торговли. Сейчас можно идти по проспекту Карла Маркса и бульвару и не спотыкаться об ящики. Результативность рейдов повысилась. Составлено в этом году уже более тысячи протоколов об административных правонарушениях. Причем наказание ужесточилось. Если первый раз нарушителей за незаконную торговлю штрафуют на 500 рублей, то за повторный случай — уже на 2 тысячи.
По словам А. Ломанова, их комитет начал формировать базу данных лиц, осуществляющих стихийную торговлю. Эту информацию передадут и в налоговые органы. Ведь владельцы торговых точек, за исключением единиц, не платят налоги. Кроме того, и горожане смогут скоро узнать о нарушителях, зайдя на сайт городской администрации.
Тем, для кого торговля — кусок хлеба, комитет готов содействовать в предоставлении мест на рынках города. Всем обратившимся помогли. Вот только переходить на рынки «стихийщики» не хотят – там нужно платить за место.
«Одни мы торгуем, что ли?»
Вместе с представителями комитета экономразвития городской администрации, комитета Ставропольского края по торговле, пищевой и перерабатывающей промышленности, отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке (ОБПСПРИАЗ) УВД г. Ставрополя отправляемся в рейд. Первая точка маршрута – ул. Ленина, 328/7 (угол Ленина - Л. Толстого).
Этот объект, как рассказывают члены рейдовой группы, уже не раз проверяли. Но, видимо, прибыль с лихвой перекрывает штрафы — торговая палатка стоит в оживленном месте. На вопросы проверяющих продавец отвечает чуть ли не с вызовом. Где фартук? А только начала работать. На просьбу показать документы на весы и на товар – «Нет у меня ничего». Позже, высказывая недовольство очередной проверкой, добавила: «Одни мы торгуем, что ли?»
Владелец торговой точки никаких документов, в том числе накладных, торгово-закупочных актов, не привез. Для членов рейдовой группы – напрасно потерянное время, да еще в промозглую сырую погоду. О происхождении овощей и фруктов, выложенных в картонных ящиках, владелец сообщил: купил на рынке. Составленный протокол, похоже, не очень его расстроил.
Владелец другой торговой точки (ул. Мира, 392) тоже приехал с пустыми руками: ну «забыл» он документы. Правда, по поводу составленного протокола сообщил: мол, еще предыдущий штраф не оплатил. Послушаешь предпринимателя – так он вообще жертва:
— Мы уже здесь 17 лет торгуем. Рядом слепые люди живут, им неудобно идти в магазин. Мы ради них здесь стоим, все знают. А на меня четыре протокола составили. Вчера вот написали. Нельзя каждый день штрафовать.
Тут же и защитники нашлись от жителей: одна пожилая женщина, вполне зрячая, пригрозила проверяющим, что слепые выйдут пикетировать городскую администрацию, но отстоят эту точку. И вообще, здесь фрукты- овощи всегда свежие, не то что в соседнем магазине.
С такой поддержкой и продавец осмелела: «Вот стою под дождем, а вы не даете работать».
То, что палатка стоит на газоне, овощи и фрукты поглощают выхлопные газы с довольно-таки оживленной автотрассы, весы перетянуты скотчем и не поверены, продавец без санитарной одежды и санкнижки, – похоже, жителей не волнует.
У городского расчетного центра (ул. Ленина, 301) дождь тоже не помешал работе «стихийщиков». Здесь выстроился целый ряд продавцов — кто косметикой торговал, кто трикотажем, кто фруктами-овощами, рыбой. Двое, как выяснилось, – с иногородней пропиской. Продавец из Донского ковшиком взбивал воду в тазиках с рыбой – эта процедура заменяла аэрацию. Правда, не всем бывшим обитателям пруда она понадобилась. В некоторых тазах толстолобики-сазаны-карпы лежали бездыханные. При том, что снулой рыбой торговать запрещено.
О происхождении рыбы проверяющие узнали со слов продавца – никаких документов, в том числе и ветсправку, подтверждающую безопасность продукта, он не представил. «Букет» нарушений дополнило состояние весового хозяйства. Двухкилограммовая гиря оказалась с полой сердцевиной. Изъятый металл облегчил ее вес на 150 граммов.
— Гирей я рыбу глушу! – поспешил оправдаться продавец.
Прикинув на глаз вес толстолобиков-карпов, мы усомнились в том, что в ход не идет и эта гиря. Но главный вопрос: зачем рыбу-то глушить? О подобной технологии продаж мы не слыхали.
На всех «стихийщиков» составили протоколы. Продавец из Карачаево-Черкесии, торгующий лаками-помадами, отделался легким испугом – жителя соседней республики не позволяет наказать правовая база. Однако не факт, что уличные продавцы свернут свою торговлю. Потому что продавать есть кому. И покупатели у них — тоже «не одни».
Фото автора