Глава V. Холодный январь 43-го

Глава V. Холодный январь 43-го

Накануне знаменательной исторической даты в истории Ставрополя — 70-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков на страницах газеты публикуются избранные фрагменты из книги почётного гражданина Ставрополя, члена Союза писателей России Германа Беликова «Оккупация». Впервые она была издана в 1998-м, но за год до этого её главы увидели свет в «Вечернем Ставрополе».

Книга Г. Беликова основана на архивных документах, исторических исследованиях, а также воспоминаниях очевидцев событий. До начала 90-х годов XX века фашистская оккупация рассматривалась как в школьных учебниках, так и в солидных научных исследованиях исключительно в соответствии с принципами советской идеологии, в своего рода «чёрно-белом» варианте. Поэтому появление книги, в которой эта тема получила освещение в разных ракурсах, было воспринято неоднозначно. До сих пор Г. Беликову приходится выслушивать критику оппонентов. Между тем «Оккупация» и сама стала источником, на который ссылаются исследователи различных научных центров России и зарубежных стран.
Герман Алексеевич знает об оккупации Ворошиловска не понаслышке. Подростком он пережил это время, многое видел сам и сожалеет о том, что его рукопись о судьбах его ровесников, в годы Великой Отечественной войны заменивших родителей у заводских станков, на колхозных полях, участвовавших в движении сопротивления на Ставрополье, до сих пор не издана.

«Эдельвейс» уходит с Кавказа

Гитлеровский план «Эдельвейс», предполагавший стремительный блицкриг на Кавказе, давал сбои. Еще в сентябре 1942 года Гитлер, недовольный действиями фельдмаршала Вильгельма Листа, отстранил его от должности командующего группой армий «А» и назначил на его место Эвальда фон Клейста, в дальнейшем получившего фельдмаршальский жезл. Тогда же новым командующим 1-й танковой армии был назначен генерал-полковник Макензен.
Но ни перестановка верхушки генералитета на Северном Кавказе, ни появление нового крупного военного корпуса под кодовым названием «Ф» не изменили положения на Кавказском фронте. Более того, окружение под Сталинградом армии Паулюса стало началом отступления немцев с Кавказа. Так, вновь назначенный командующим группой армий «Дон» генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн снимает с Кавказа 6-ю, 17-ю, 23-ю танковые дивизии, четыре немецкие пехотные дивизии и две румынские кавалерийские, которые 12 декабря бросает для прорыва кольца окружения армии Паулюса. Еще раньше туда же был направлен и 1-й авиационный корпус. Но все напрасно...
Гитлер, спасая уже кавказскую группировку войск, 29 декабря отдает приказ об отводе всех войск с Северного Кавказа. Правда, официально это именовалось «выравниванием фронта».
Писатель и историк Лев Безыменский, автор книг «Германские генералы - с Гитлером и без него», «По следам Мартина Бормана», «Особая папка «Барбаросса» и других, многие годы посвятил поиску материалов по событиям на Кавказе. В книге «Провал операции «Нептун» он пишет: «...Сталинградская победа выбила из-под ног гитлеровцев почву, казавшуюся столь прочной. Все, что они считали незыблемым, рушилось.
Рухнул фронт на Дону и Волге, и, как следствие, армия фон Клейста из авангарда войск, устремлявшихся через перевалы Кавказа, превратилась в зарвавшуюся группировку, которой грозило такое же окружение, как и 6-й армии в Сталинграде. Если раньше слова «Клухорский перевал», «Эльбрус» вызывали в ставке Гитлера восторг, то сейчас их никто и слышать не хотел.
Какой уж тут Клухор, когда советские войска, разгромив армию Паулюса, устремились к Ростову, угрожая отрезать всю группировку Клейста, в то время насчитывающую 760 тысяч солдат и офицеров...»
Между тем была одержана победа под Сталинградом в начале февраля 1943 года, где, по советским источникам, немцы потеряли 180000 человек, 500 танков, 1000 орудий и 1337 самолетов. По западным источникам, статистика несколько иная: «Из 270000 немецких солдат и офицеров 146000 погибли, 34000 вышли из окружения, 90000 (по другим источникам 105000) попали в плен. Из плена в Германию вернулись всего около 5000. С советской стороны потери убитыми и ранеными составили 534000».
Кавказская битва (на Северном Кавказе) унесла не меньше человеческих жизней, как с одной, так и с другой стороны. Но удивительное дело, цифр потерь в советских исследованиях по этому сражению автору книги найти так и не удалось. Лишь через десятилетия только у малоизвестного хутора Дыдымкина была возведена часовня на месте гибели 30 тыс. наших солдат и офицеров. Только у одного хутора! И о них уже тогда власти просто забыли.
А сколько погибло, к примеру, у Малгобека, где гитлеровцы бросали в бой сотни танков? Это против наших мальчишек, вооруженных допотопными винтовками со штыками, бутылками с горючей смесью да гранатами.
И они, эти мальчишки, выстояли и остановили врага. Но лишь через 65 лет мы наконец вспомнили о том сражении под Малгобеком.
Между тем приказ Гитлера об оставлении Северного Кавказа и отходе к Ростову и Таманскому полуострову снова привел в движение войска группы армий «А», штаб которой уже перебрался в Крым. Сами же войска начали отход с 1 января 1943 года. Первыми с перевалов Главного Кавказского хребта начали спускаться горные егеря дивизии «Эдельвейс» («Горная ромашка». — Г.Б.).
Разные высшие чины первыми стремились вырваться с Кавказа. Вслед за ними сначала с перевалов гор, а затем предгорий и равнин началось отступление войск всей армейской группы «А».
Интересно, как писал немецкий исследователь Вильгельм Тик в книге «Марш на Кавказ...», из Ставрополя последними воинскими соединениями вермахта были те самые, которые первыми захватили город. Это части 3-й танковой дивизии и 16-я Вестфальская моторизованная пехотная дивизия. Им в придачу для прикрытия флангов был дан казачий полк «Юнгшульц», сформированный на Кубани и участвовавший в боях с партизанами под Ачикулаком, Буденновском, в прикумских плавнях...
Между тем немецкие войска отходили, цепляясь за каждый рубеж, с бесконечными боями, держа курс на Ростов, где через «ростовскую горловину» (так еще именовали переход Дона) должны были соединиться с прочими отступающими от Сталинграда войсками. Но прорваться смогла лишь 1-я танковая армия генерала Макензена. 17-я армия генерала Руоффа численностью в 500 тысяч человек на 25 тысячах единиц техники и 110 тысячах лошадей вынуждена была двигаться на Таманском направлении...
Вместе с отступающими немецкими войсками из города уходили те, кто запятнал себя кровавыми делами; те, кто активно сотрудничал с оккупантами, и те, кто не хотел оставаться, как и в Гражданскую войну, под властью большевиков и ЧК-ВЧК-НКВД.

Продолжение следует



Последние новости

Все новости

Объявление