«Главная черта – работать на театр»

Ольга Метёлкина

«Главная черта – работать на театр»
В юности он не предполагал, что театр станет его судьбой и смыслом жизни на последующие годы. В десятом классе у Владимира Аллахвердова появилась мечта - стать кинорежиссером. Но, получив из ВГИКа условия приема, понял: поступить туда без опыта, без уже имеющихся работ совершенно нереально. И тогда вместе с другом он поступил на факультет механизации Ставропольского сельхозинститута...
Институт был по-своему привлекателен для творческой натуры Владимира Аллахвердова. Там были драматический кружок и эстрадный оркестр. Владимир Мнацаканович, в детстве игравший на скрипке, тут же оказался среди музыкантов оркестра, которым тогда руководил известный в крае музыкант, саксофонист Анатолий Швачко. И, конечно же, не прошел мимо драмкружка. 

Такая вот «волшебная сила искусства»

Учеба в сельхозинституте продолжалась всего полгода, потому что Владимир вдруг узнал, что в театре драмы набирают молодежь в театральную студию. Пришлось пожертвовать будущей карьерой инженера и отдать ее в жертву изменчивой актерской судьбе.
- Желающих поступить в студию оказалось человек 200, - вспоминает Владимир Мнацаканович события 1957 года. - Взяли всего одиннадцать человек. Это была первая государственная студия, которая готовила профессиональных артистов. В том же году в наш театр пришел главным режиссером Валентин Алексеевич Иванов. 
В. Аллахвердов, будучи студийцем, сыграл несколько интересных ролей. Особенно ему запомнились Майкл в «Опасном возрасте» и Карпов в «Коллегах». В 1961 году все выпускники студии разъехались в разные театры страны, и только Владимир Аллахвердов официально вошел в труппу Ставропольского драматического театра. 
- В то время у нас блистали мэтры, - рассказывает Владимир Мнацаканович, – Никольский, Писарев, Македонский, Бокова, Барташова, Котельникова, Беспрозванная, Каткова… Но были «три кита» – Кузнецов, Данильченко и Фоменко, на которых держался театр.  
В 60-е у молодого артиста 
В. Аллахвердова было множество ролей в классических и современных пьесах. Гольдони, Лопе де Вега, Островский, Шеридан, Шекспир, Шатров… Для «характерного артиста с комедийным и драматическим уклоном», как определили его амплуа, ролей нашлось предостаточно.
Широту творческого диапазона Владимира Аллахвердова очень выгодно дополняли его вокальные данные и владение музыкальными инструментами. В детстве родители отдали Володю «на скрипку». Это была семейная традиция – учить детей музыке. На скрипке хорошо играл старший брат Владимира Мнацакановича, он был чрезвычайно талантлив, педагоги прочили ему будущее выдающегося скрипача. Сохранились письма Давида Ойстраха к нему. В 41-м году брат окончил музыкальное училище и должен был поступать в консерваторию, но все планы перечеркнула война. Сам Владимир Мнацаканович музыкальную школу быстро забросил, и только спустя время, взяв в руки циммермановскую скрипку брата, стал заниматься по самоучителю.
- Конечно, не профессионально, но пиликать я могу, - говорит Владимир Мнацаканович. 
Однако я хорошо помню, как в спектакле «Соловьиная ночь» благодаря Владимиру Аллахвердову со сцены звучал живой голос скрипки, который придал мизан-сцене особые лирические интонации. И только ли в том спектакле…

Скромное обаяние… белогвардейцев и злодеев

- Я больше люблю отрицательные роли, - неожиданно признается Владимир Мнацаканович. - Они гораздо ярче, интереснее. Мне, слава Богу, везло, попадались острые роли. Дзирелли в «Гнезде глухаря», Лепорелло в «Дон Жуане» или каплей Гусев в спектакле «Валентин и Валентина». Бывает один выход, одна сцена, но твой герой как танк прошел по сюжету и всем запомнился.
В. Аллахвердов умеет придать отрицательному, по замыслу драматурга, образу «незапланированное» автором обаяние и харизматичность. Мне рассказывали, как в спектакле «Синие кони на красной траве» Владимир Мнацаканович и его коллега заслуженный артист Борис Щербаков – белогвардейцы по сюжету - пели романс «Четвертые сутки пылают станицы» (еще задолго до Александра Малинина). Образы «отрицательных» героев были окружены таким положительным ореолом, что они запомнились зрителям больше, чем положительные. А романс вызывал не классовую ненависть к «врагам», а искреннее сопереживание, поэтому в театре усомнились в политкорректности выбора текста. Пришлось слукавить и аргументировать тем, что это якобы любимая песня Копеляна. 
О Борисе Щербакове вспомнили не случайно. Их профессиональное партнерство с В. Аллахвердовым на сцене уже давно сочетается с приятельскими отношениями в жизни. 
- Мы 30 лет работаем с Мнацакановичем, - говорит Борис Щербаков. - В театре есть понятие «партнер», одно из самых важных. Хороший артист – это хороший партнер. Он не тянет одеяло на себя, он не считается со временем, амбициями и приходит на выручку во время сцены. Это дано Мнацакановичу от природы и благодаря хорошей школе. Главная его черта – работать на театр. Вот говорят: «Хороший человек – это не профессия», но, я думаю, это неправда. В жестких условиях нашей профессии, когда люди часто толкаются локтями, когда каждый выживает как может, люди порой теряют человеческий облик. Владимир Мнацаканович остается добрым, порядочным, хорошим, настоящим человеком. В нем сосредоточено многое. Как восточный человек он может и вспылить, и послать, если надо. Часто во вред себе. И всё потому, что у него обостренное чувство справедливости. 

Сцена общественной деятельности

Двадцать лет В. Аллахвердов возглавляет Ставропольское отделение Союза театральных деятелей России. Должность далеко не номинальная, ответственная, хлопотная. Здесь от человека требуются многие важные качества. 
В СТД часто обращаются за помощью, как в собес. Правление находит возможность помогать и ветеранам, и молодежи. 
- Как только появляются средства, организуем ребятам творческие командировки в Москву, - рассказывает В. Аллахвердов. – Актерам необходимо видеть, как работают в других театрах. 
А еще в СТД много лет поддерживают традицию проводить смотры-конкурсы творческой молодежи и театральных капустников, посвященных Международному дню театра.
Несколько лет назад Ставропольское отделение первым среди региональных СТД в стране организовало Школу ораторского искусства. Театральные педагоги помогают студентам, юристам, педагогам, журналистам, политикам научиться грамотно строить свои выступления, не бояться аудитории, правильно ставить логические акценты в речи. Средства, заработанные Школой, стали хорошим подспорьем для творческих проектов СТД. 
Много лет в СТД вместе с Владимиром Мнацакановичем заместителем председателя Ставропольского отделения союза работает его супруга Любовь Николаевна Заводнова. Владимир Мнацаканович считает, что именно благодаря ей здесь царит не только полный порядок в документах, но и необыкновенно теплая атмосфера. Это отмечают многие, кто сюда попадает. Рассказывают, когда незадолго до своей смерти в Ставрополь приезжал народный артист России Андрей Толубеев, зайдя в СТД, огляделся, сел в кресло и сказал умиротворенно: «Какая здесь хорошая аура. Даже уходить не хочется»…

От кризисов спасает творчество

За полвека службы в Ставропольском театре Владимир Мнацаканович переживал вместе с ним разные периоды. Нынешний он оценивает как очень тяжелый для российского искусства в целом:
- К сожалению, театр сегодня вынужден работать на потребу, вынужден идти на компромиссы. Жить-то надо. И этим мы сами иногда портим зрителя. Если подходить с точки зрения высокого искусства, то у нас некоторые спектакли вообще надо было бы убрать. Если театр не «зацепил», он не нужен, а сейчас это редко бывает. Любой актер приходит в театр, не просто, чтобы себя показать, но и показать так, чтобы действительно изменить какое-то мировоззрение и что-то дать для размышления. 
Профессиональный опыт и жизненная мудрость подсказывают В. Аллахвердову, что спасение от любых кризисов - в любимой работе. Поэтому к своему творческому юбилейному вечеру он вместе с коллегами готовит для зрителей сюрприз. Скажу только, что 16 марта на сцене Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова поклонники таланта Владимира Мнацакановича увидят его в первом действии пьесы Р. Харвуда «Костюмер». «Это спектакль об актерах, о нашей закулисной жизни, - говорит режиссер постановки Борис Щербаков. - Мы его назвали «трагикомическое откровение о театральном закулисье». Идею создания спектакля поддержал директор театра заслуженный работник культуры Евгений Луганский. 

Поздравляем!..

Сегодняшний день юбиляра будет рабочим. Заслуженного артиста России Владимира Аллахвердова и его коллег со спектаклем «Свидания по средам» ждут зрители города Светлограда. Так что все поздравления Владимир Мнацаканович будет принимать в дороге или поздно вечером. 
Ставропольские театралы получили возможность сказать добрые слова любимому артисту со страниц нашей газеты. Татьяна Ивановна Ковалева запомнила В. Аллахвердова еще воспитанником театральной студии. Родители Татьяны Ивановны – Иван Андреевич Ковалев и Тамара Дмитриевна Сребная были артистами Ставропольского драматического театра, поэтому она выросла буквально за кулисами. «В 1957 году среди студийцев был и Владимир Аллахвердов, - вспоминает Татьяна Ивановна. - Молодой, задорный, музыкальный, с красивым тембром голоса, разноплановый актер. Долгие годы я наблюдала за его профессиональным ростом. Он полвека верен только нашему театру, много сделал для СТД. Желаю ему здоровья и творческого долголетия».  
Другой ставропольский театрал, с 1986 года не пропускающий ни одной премьеры Ставропольского театра драмы Виктор Адамович Торчило сказал так: «В моем театральном архиве отыскалась программка спектакля по пьесе Михаила Шатрова «Диктатура совести» с Аллахвердовым в главной роли. С тех пор Владимиром Аллахвердовым сыграно много ролей. И кроме хорошего настроения они прибавляли желания с удвоенной силой любить спектакли нашего театра, в которых он «властвует» над нами, простыми зрителями: «Школа злословия» Шеридана, «Женское постоянство» Моэма, «Королева Марго» Дюма, «Трактирщица» Гольдони и более новые спектакли. Среди них «Халам-бунду, или Заложники любви», который не сходит со сцены с 2004 года. Здесь в образе старенького профессора раскрывается сам Аллахвердов - умудренный жизнью, спасающий своими знаниями близких ему людей. Верю, что его жизнеутверждающая сила передается коллегам по сцене». 
Дорогой Владимир Мнацаканович, «Вечерний Ставрополь» поздравляет Вас с юбилеем! Здоровья Вам и замечательных ролей в спектаклях-долгожителях!

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление