Год 2009: битва за резервы
Как Ставрополь пережил в прошлом году кризис? Что было сделано администрацией города для минимизации его проявлений в бюджетной и социальной политике, а также для поддержки бизнеса?
Ответы на эти вопросы легли в основу отчета главы Ставрополя о деятельности в 2009 году, который был представлен на заседании городской Думы.
Ликвидация. Долгов
Безработица, задержка заработной платы, резкое сокращение расходов, рост недоимки по платежам в бюджет – эти и многие другие проявления кризиса дали знать о себе в полной мере в прошедшем 2009 году.
Так, из 29 доходных бюджетных источников, которые обеспечили в 2009 году сбор в городскую казну в сумме более 5,6 млрд рублей, план выполнен только по 19. По оставшимся десяти – недобор в размере 102 млн рублей. С учетом задолженности предыдущих лет недоимка по налоговым и неналоговым платежам составила 335 млн рублей.
Сумма немаленькая. Поэтому ее взыскание было определено одним из тех резервов, которые в условиях кризиса крайне важно задействовать.
- С этой целью, - отметил глава, - в администрации города на протяжении всего года велась персональная работа с наиболее злостными неплательщиками. В результате нам удалось добиться того, что должники вернули в казну города в добровольном (!) порядке 79 млн 287 тыс. рублей.
Чтобы вернуть остальные сотни миллионов, усилий только мэрии уже недостаточно. В процессе взыскания недоимки прямо или косвенно завязаны налоговые органы, службы судебных приставов и мировых судей. И сегодня, как никогда, активизация совместных действий необходима по всей цепочке отношений.
Еще один резерв - бюджетная дисциплина, главным показателем которой являются неосвоенные остатки на счетах городского бюджета.
В прошлом году чиновники мэрии не смогли своевременно потратить 420 млн рублей. С учетом дополнительных поступлений в 4-м квартале неосвоенными остались 525 млн рублей.
- Это, конечно же, много, - прокомментировал докладчик. - Однако позволю себе напомнить, что в 2008 году остатки на счетах бюджета составляли сумму почти в полтора раза большую - 810 млн 653 тысячи рублей. То есть предпринятые меры по ужесточению финансовой дисциплины возымели-таки действие. Но работу надо продолжать еще активнее…
В 2009 году администрация города также вплотную занялась МУПами, фактически заново выстроив систему контроля и отчетности. В результате было ликвидировано 21 убыточное предприятие. Из 36 предприятий прибыльно сработали 30. Общая кредиторская задолженность МУПов за 2009 год снизилась по сравнению с 2008 годом на треть - на 128,4 млн рублей.
Точки роста
Прошедший год стал серьезным испытанием для сферы экономики.
Своеобразной лакмусовой бумажкой ее жизнеспособности является занятость населения. В 2009 году статус безработного получили 10 583 человека. Это на 68% больше, чем в 2008 году. Банк вакансий составил 2 557 мест, что на 11% меньше докризисного периода.
Сократился и объем инвестиций. За 2009 год на развитие экономики и социальной сферы города крупными и средними организациями вложено 8 млрд рублей инвестиций. Это на 25% меньше уровня 2008 года.
- И все же, - отметил глава, - несмотря на точечные и довольно болезненные удары кризиса, Ставрополь со своей дифференцированной экономикой не испытал тех разрушительных последствий, которые поставили на колени многие другие города. Это стало понятно уже в середине прошлого года.
Основной показатель эффективности экономики - объем отгруженных товаров. По итогам отчетного периода было отгружено продукции собственного производства на сумму 19,3 млрд руб. Это в действующих ценах всего на 1% меньше уровня 2008 года.
Свою жизнеспособность в условиях кризиса доказали обрабатывающие производства. По темпу роста отгруженных промышленных товаров (111% к уровню 2008 года) Ставрополь опередил ведущие города Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Несмотря на кризис, ввод жилья в Ставрополе в 2009 году составил почти полмиллиона квадратных метров. Это половина общекраевых объемов.
- Но сегодня, - подчеркнул Н.Пальцев, - нужны реальные шаги и предложения по дальнейшему развитию, поиску точек роста. В разработанной стратегии развития до 2020 года Ставрополь позиционирует себя как город с инновационной экономикой. Заявленные амбициозные цели рождены не на пустом месте.
В городе осуществляют свою деятельность более семидесяти инновационных предприятий, которые занимаются разработками в областях химии, медицины, агропромышленных технологий, биотехнологий. Для их популяризации и продвижения в декабре 2009 года администрация города впервые провела выставку-конкурс «Инновации года», которая станет ежегодной. Ведется и работа по созданию объектов инновационной инфраструктуры – индустриального парка, современного бизнес–инкубатора, которые в будущем могут стать генераторами роста и обеспечат увеличение поступлений в бюджет.
В 2009 году серьезные изменения произошли в сфере градостроительства. Принят Генеральный план развития города. Разработаны и находятся на рассмотрении в Ставропольской городской Думе Правила землепользования и застройки города.
- Именно эти два документа станут самым действенным рычагом для цивилизованного управления городской территорией и нашим главным аргументом в судебных спорах, - подчеркнул глава.
Немало было сделано и для улучшения качества предоставления муниципальных услуг в рамках административной реформы. В 2009 году был разработан и внедрен новый регламент подготовки документов в области градостроительства и землепользования, который связывает в единый узел не только все структурные подразделения мэрии, но целый ряд краевых и федеральных министерств и ведомств.
- Конечно, мы признаем, что до идеала здесь пока далеко, - сказал глава города. - Но очевидно, что сделан серьезный шаг для повышения качества предоставления муниципальных услуг. Свидетельство тому – сокращение сроков прохождения документов по инстанциям. Сегодня в области землепользования они составляют от 40 до 85 рабочих дней, в области градостроительства - от 10 до 45 рабочих дней. Для сравнения: год назад на подготовку указанных документов уходило до 750 дней.
Проекты-2009
- В 2009 году благодаря консолидированным усилиям федеральной, краевой и муниципальной властей продолжилась реализация важнейших социальных проектов.
В частности, на условиях софинансирования была продолжена реализация программы капитального ремонта многоквартирных домов в рамках ФЗ №185. Отремонтировано 56 домов.
За счет средств муниципалитета в 2009 году проведен ремонт в 144 квартирах и домовладениях ветеранов Великой Отечественной войны, что на треть больше, чем в 2008 году.
Сделаны серьезные шаги для возрождения муниципального автотранспортного хозяйства. Закуплено 15 автобусов и 54 троллейбуса. Восстановлено обслуживание пассажиров на ранее закрытых троллейбусных маршрутах № 5 и № 11. Принята программа по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде льготного проездного билета, благодаря чему троллейбусное предприятие получает целевые и прозрачные субсидии. И самое главное – оно наконец возвращено в муниципальную собственность!
Несмотря на кризис, власти Ставрополя смогли не только провести традиционный латочный ремонт школ, но и фактически заново, с нуля построили 17-ю школу и еще в трех провели значительные работы по реконструкции и ликвидации состояния аварийности.
Открыли первый в городе и крае Центр здоровья для школьников на базе 20-й школы. Этот уникальный центр, созданный по типу санатория, позволяет оздоравливать по двухнедельной программе до 600 детей в год.
В прошлом году также во всех школах города была завершена реконструкция и оснащение современным технологическим оборудованием пищеблоков.
К числу проектов года можно с уверенностью отнести и реконструкцию перекрестка ул. Доваторцев - Тухачевского. Несмотря на довольно жесткие временные рамки, администрация города смогла вовремя освоить выделенные ассигнования.
Все впереди!
- Конечно, перечисленное не закрывает существующих проблем в сфере образования и здравоохранения, коммунального хозяйства, - отметил Николай Пальцев. - Это и создание современного производства по утилизации бытовых и промышленных отходов. И строительство дорог, паркингов и автостоянок. И обеспечение водоснабжения застраиваемых территорий. И решение проблем оползневых зон. К системному решению многих из них мы, к сожалению – и надо самокритично это признать! - пока еще даже не приступали.
О масштабности этих проблем можно судить хотя бы по требуемым объемам финансирования. Например, сегодня на капитальный ремонт и содержание дорог необходимо более 1 млрд рублей. Фактически же финансирование дорожной отрасли города Ставрополя отстаёт от нормативного показателя в 4 раза.
Только на ликвидацию аварийного состояния еще пяти школ и детских садов нужно 300 млн рублей. А чтобы привести в порядок все образовательные учреждения, нужен почти миллиард.
В сфере здравоохранения программа-минимум, которая позволит отремонтировать наиболее проблемные отделения муниципальных ЛПУ, тянет еще на 350 млн рублей.
- Решение перечисленных выше масштабных задач требует значительных финансовых и временных затрат. И, безусловно, объединения усилий и администрации, и депутатов городской Думы, - подчеркнул глава города. - Минувший 2009 год стал годом слаженной совместной работы всех ветвей власти, политических и общественных сил. Этот потенциал, конструктивное начало нельзя ни в коем случае растерять.
Пресс-служба администрации города Ставрополя.