Год без ЧП
Наталья Ардалина
Скандал, разгоревшийся не так давно в средствах массовой информации вокруг электронных браслетов, предназначенных для контроля за осужденными к наказанию, не предусматривающему реального лишения свободы, обошел Ставрополье стороной. Все современные технические средства, используемые уголовно-исполнительными инспекциями, соответствуют требованиям и позволяют выполнять поставленные задачи, отметил на пресс-конференции начальник управления ФСИН России по Ставропольскому краю генерал-майор внутренней службы Игорь Клименов.
Реформа в действии
Система исполнения наказаний сейчас находится в стадии реформирования. За прошедший год в рамках «Концепции развития уголовно-исполнительной системы» был выполнен большой объем проектно-сметных работ, работ по землеотведению, разработке новых нормативно-правовых актов — то есть вся подготовительная работа, которую и предусматривал первый этап реализации концепции. Второй этап уже предусматривает непосредственное строительство, реконструкцию, перепрофилирование исправительных колоний в тюрьмы.
На Ставрополье с 1 января следующего года должен заработать первый исправительный центр, который будет представлять собой этакое общежитие для лиц, осужденных к исправительным работам. Осужденные будут в обязательном порядке трудоустраиваться на городские предприятия, поэтому сейчас управление ФСИН ведет работу с муниципалитетами на предмет поиска и в дальнейшем предоставления рабочих мест. Правда, пока не определено место расположения ИЦ, возможно, он появится в Шпаковском районе края. А вот строительство следственного изолятора в Буденновске на 500 мест, о котором шла речь еще в прошлом году, запланировано на 2014 - 2016 годы, в году текущем будет только окончено его проектирование.
Реформа системы предусматривает и оптимизацию штатов. До конца этого года численность сотрудников должна быть сокращена на 10%. Впрочем, к этому процессу руководство управления относится не как к сокращению, а именно как к оптимизации, отметил Игорь Клименов. Отдельные службы, которые не контактируют непосредственно с заключенными, станут гражданскими, другие можно реформировать за счет объединения: например, в Георгиевском районе четыре колонии, и в каждой свои юристы, ревизоры, кадровики, бухгалтеры. В этом случае возможно создание одного подразделения, которое сможет обслуживать сразу несколько исправительных учреждений, расположенных рядом.
При этом сокращение штатов ни в коем случае не должно ослабить режим контроля и надзора в исправительных учреждениях, дабы не допустить возможных беспорядков. Сегодня в полной мере соблюдаются все меры режимного характера в части ограждения персонала, особенно женского, от возможной агрессии заключенных.
Электронные новинки
Реформа системы предусматривает и ее оснащение современными техническими средствами контроля за осужденными. Одно из них — те самые пресловутые браслеты, о которых в последнее время так много писали в центральной прессе. Якобы их стоимость завышена в разы, а сами изделия буквально одноразовые: после того как закончится заряд батарейки, их можно будет выбросить. Заместитель начальника Ставропольского управления ФСИН Вячеслав Виноградов отметил, что все системы электронного слежения, которые сегодня стоят на вооружении уголовно-исполнительных инспекций, позволяют эффективно контролировать осужденных. Это не только браслеты, но и стационарные устройства, которые устанавливаются в доме и отсылают сигнал через спутник на мониторы инспекции. Вся техника «завязана» на систему ГЛОНАСС. На Ставрополье технические новинки используются уже давно, с сентября 2011 года, в прошлом году применялось более четырех сотен таких устройств, в этом году — уже 373. Они позволяют легко выявлять нарушения режима, предписанного человеку судом, за 2012 год таких нарушений было выявлено 228.
Технические новинки не ограничиваются индивидуальными средствами контроля. Так, уже к 1 июня колония в Нефтекумске будет полностью оборудована видеокамерами, в ней фактически не останется «мертвых» зон. Это не дешевый эксперимент, но в дальнейшем он должен доказать свою эффективность, в том числе и экономическую, за счет сокращения числа сотрудников.
Трудовая адаптация
Это один из самых больных для руководства ФСИН вопросов: сегодня занятость осужденных составляет всего 25%. Причем не потому, что они не хотят работать, совсем наоборот, люди просят: дайте нам работу. Но система производства, которая была отлажена в Советском Союзе, последние 20 лет постепенно приходила в упадок. Сейчас бизнес рассчитывает на сиюминутную прибыль, в колонии идет крайне неохотно. Тем не менее успехи в развитии производства есть: в октябре прошлого года в Александрии в ИК-4 был открыт цех по производству мяса птицы мощностью до 300 тонн продукции в год; в других исправительных учреждениях края работает швейное производство, кондитерское, табачных изделий, стройматериалов — всего за год было освоено производство более 60 новых наименований продукции, выпускаемой как для нужд самих колоний, так и для продажи.
Проблема заключается еще и в том, что производство должно быть рентабельным, при этом необходимо обеспечить занятым осужденным минимальную заработную плату в размере не менее 108 рублей в день.
Мобильники — бич колоний
Волна телефонных мошенничеств, прокатившаяся по краю в последние месяцы, вскрыла факты как минимум наличия мобильников у осужденных в местах лишения свободы разных регионов страны. Игорь Клименов отметил, что подобных звонков и сообщений из исправительных учреждений, расположенных на территории края, не поступало. Однако сами телефоны время от времени обнаруживаются — их пытаются пронести родственники, причем в самых экзотических местах; перебрасывают через ограждение с помощью банальных рогаток. Конечно, сотрудники отслеживают ситуацию, периодически проводят обыски, обнаруженные телефоны изымают. К счастью, массовой эту проблему в крае назвать нельзя.
Оценка положительная
В целом служба исполнения наказаний Ставрополья заработала за прошедший год положительную оценку: серьезных происшествий, преступлений, нештатных ситуаций в крае допущено не было. Итоги оперативно-служебной и хозяйственной деятельности показали положительную динамику в достаточно сложных условиях сразу нескольких проверок, в том числе финансовых.