«Горячая линия» для избирателей: что беспокоило ставропольцев?
.Вопросов у жителей края оказалось немало.
Две недели, включая и сам единый день голосования, 18 сентября, на Ставрополье работала телефонная «горячая линия», организованная Общественной палатой Ставропольского края при поддержке Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России. Вопросов у жителей края оказалось немало.
– Это уже шестая линия из проведенных нами в регионе, и пятая, относящаяся к различного рода избирательным кампаниям, – пояснил председатель ОП СК и СРО АЮР заслуженный юрист РФ Николай Кашурин. – Активное участие в ней принимали как члены нашей Общественной палаты и юристы Ставрополья, так и молодежь – члены Совета молодых юристов отделения АЮР и Молодежной общественной палаты. Дежурство велось с 5 сентября, в день выборов работали до 24 часов. Считаю положительным моментом увеличение количества звонков на «горячую линию» этого года. Это результат более высокой социальной активности ставропольцев и показатель все более растущего доверия жителей края к институтам гражданского общества. Ведь если в 2014 году на линию позвонило 133 человека, то в этот раз от жителей Ставропольского края поступило 161 обращение: из них 104 до дня выборов, а остальные 57 – 18 сентября.
Вопросы благоустройства, пенсий и соцвыплат
Как выяснилось, подавляющее большинство обращений до дня выборов традиционно не было связано с реализацией избирательных прав, а касалось различного рода социально-бытовых вопросов от граждан. В тройке лидеров по количеству обращений – вопросы о благоустройстве городов и районов, о пенсиях, социальных выплатах и жилищно-коммунальной сфере (такие, как рост тарифов ЖКХ, деятельность некоторых управляющих компаний, снижение размера жилищных субсидий из-за изменения нормы потребления и другое). Кроме того, многих ставропольцев волновали проблемы ОСАГО, тема обеспечения жильем и предоставления на безвозмездной основе земельных участков социально незащищенным категориям населения.
– Каждый звонок для нас важен, ни одно обращение не осталось без ответа, – подчеркнул Николай Кашурин. – Например, к нам обратилась жительница улицы Московской в городе Ставрополе с просьбой оказать содействие в асфальтировании пешеходной дорожки между домами по улицам Московской и Готвальда. Информация была оперативно доведена нами до сведения комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, и через несколько дней на «горячую линию» поступил звонок от заявительницы о том, что все необходимые работы уже произведены.
На выборы – в порядке очереди
А вот в сам единый день голосования практически все звонки поступили уже на тему выборов. Люди сообщали о нехватке кабинок для голосования, отсутствии гражданина в списке избирателей, о незаконной агитации. Заявителям разъяснили порядок составления и подачи жалоб по данным фактам.
Ряд звонков по вопросам выборной тематики свидетельствует, по мнению организаторов линии, о недостаточной разъяснительной работе, а также низкоэффективной деятельности органов местного самоуправления по составлению списков избирателей и подготовке избирательных участков к проведению голосования. Так, те звонившие, которые собирались голосовать не по своему месту жительства, увы, не были вполне информированы о порядке и сроках получения открепительных удостоверений или включения их в список избирателей, например, на основании уже имеющейся регистрации по месту пребывания. В связи с этим они так и не смогли воспользоваться своим активным избирательным правом.
Возникали вопросы и по проведению голосования на дому. При этом людям не было известно о необходимости подачи заявки на выездное голосование до 14 часов по местному времени и о том, что сделать это можно даже по телефону.
Как оказалось, к сожалению, не все участковые избирательные комиссии были готовы к высокой явке людей – в ряде избирательных участков образовались очереди.
Особое внимание обратил на себя сигнал от жителей города Пятигорска, которые сетовали на неудобство посещения избирательного участка. Дело в том, что такие участки для граждан, проживающих на улице Войска Кубанского и других улицах района «Казачья Слобода», расположены на значительном удалении от их места жительства. Люди вынуждены ехать голосовать совсем в другой район города, при том, что в непосредственной близости расположено два избирательных участка. Информация о проблеме была доведена до сведения компетентных органов.
Самые активные - жители краевого центра и Кавминвод
Организаторы «горячей линии» обратили внимание и на то, что по территориальному принципу в лидеры по количеству обращений на общественную «горячую линию» вышли краевой центр, города Кавказских Минеральных Вод и некоторые сельские районы Ставрополья.
В подведении итогов работы «горячей линии», Общественной палатой Ставропольского края и Ставропольским региональным отделением Ассоциации юристов России был проведен анализ каждого поступившего звонка.
– Тематика вопросов, волнующих население Ставрополья, обширна, – подытожил Николай Кашурин. – Всем обратившимся на общественную «горячую линию» были даны необходимые разъяснения. В ряде случаев информация доведена в соответствующие территориальные избирательные комиссии и избирательную комиссию Ставропольского края. Хочется также успокоить тех, кто звонил к нам на «горячую линию» и пока не получил окончательного ответа. У нас в работе находится около трех десятков обращений, по которым сделаны необходимые запросы. О полученных результатах мы обязательно уведомим каждого заявителя. В целом же можно сделать вывод, что единый день голосования, 18 сентября, прошел на Ставрополье объективно, в соответствии с требованиями законодательства и без серьезных нарушений на избирательных участках.
Аналитический документ о результатах работы линии направлен в адрес органов власти края.
Елена ГОНЧАРОВА.