Горячая тема всей жизни

 

Горячая тема всей жизни
 Живет среди нас легенда Великой Отечественной войны - Матрена Семеновна Наздрачева (в девичестве – Нечипорчукова). Впервые я увидела ее в восьмидесятом году, когда по стране прошли торжественные акции в честь тридцатипятилетия Победы. Танкисты, к примеру, собирались в Туле. А хирурги, медицинские работники — в Кисловодске. В годы войны курортный город представлял из себя один огромный госпиталь.

Было много именитых людей — дважды Герой Советского Союза маршал Василий Чуйков, главный фронтовой хирург, а на то время министр здравоохранения Борис Петровский, прославленный Юрий Левитан… И наравне с ними — Матрена Наздрачева, одна из четырех женщин — кавалеров ордена Славы трех степеней, обладательница золотой медали «Флоренс-Найтингейл». Ее Матрене Семеновне вручили в 1973 году в Женеве представители Международного Красного Креста. Награда эта присуждается медикам, проявившим исключительную самоотверженность. Наздрачева была бриллиантом того всесоюзного форума, о ней много говорили, ее славили.

В гостях у легенды

…И вот обычный дом по улице Красно-флотской, обычная квартира. Звонок в дверь — и на пороге она, Матрена Семеновна, маленькая, приветливая, улыбающаяся.

А приехали мы к ней с депутатом краевой Думы, председателем комитета по социальной политике Иваном Ивановичем Ульянченко. Он поздравил Матрену Семеновну сразу с двумя праздниками — прошедшим Днем защитника Отечества и предстоящим Днем 8 Марта. Вручил цветы, накинул на плечи большой павловопосадский платок.

— Ой, приболела я, сынок, - пожаловалась Матрена Семеновна Ивану Ивановичу. — Собралась было в Москву на День Победы, прямо воспряла духом, а сейчас думаю — нет, лучше дома буду праздновать. Уже здоровье не то.

Представила дочь Ларису, сообщила, что это ее главная помощница, еще одна дочь живет в Москве, есть пять внуков.
Матрена Семеновна с удовольствием закуталась в подарок, опять посмотрела на Ульянченко:

— Мы с Иваном Ивановичем давно дружим, я его то сынком, то отцом называю. Он по душе такой — с отцовской заботой. И поможет, и привезет куда надо, и в машину посадит, домой отправит.

Стала дотошно выспрашивать — как дела у «отца», чем сейчас занимается. Гость доложил, что с утра был во второй больнице, организует там палаты для ветеранов ВОВ, проблемы разные решали.

«Будто вчера было…»

А потом разговор плавно на войну перешел. Для Матрены Семеновны это горячая тема всей жизни, как и для всех, кому выпало защищать страну от фашизма.

— А однополчане, подруги есть?

— Две подруги остались с фронта, одна в Брянске живет, вторая – в Днепропетровске. Еще Мария была, но ее уже нет. Сначала-то мы поразъехались кто куда, а с шестьдесят пятого года стали организовываться комитеты, люди начали разыскивать однополчан. Поняли, как быстро бежит время, надо много успеть рассказать про войну и сколько стоила Победа. Мы много раз встречались с нашей 35-й гвардейской дивизией, это мне самые дорогие люди на всю жизнь.

Матрена Семеновна давно стала публичным человеком, сотни раз, наверное, рассказывала про военные годы. А и сейчас волнуется — «все будто вчера было».

— Досталось нам, так уж досталось. В армию я попала в апреле сорок третьего. Была санинструктором во втором стрелковом батальоне, потом меня перевели в санитарную роту, а там была зачислена в передовой отряд этой роты. Украину освобождала, Белоруссию, Польшу, войну закончила прямо в Берлине. Когда мы дошли до германской границы, там было крупно написано: «Вот она, проклятая фашистская страна». Дословно помню, картина и сейчас перед глазами. Фрицы дрались до последнего, прятались в подвалах, подземках, но все равно с оружием.

Берлинская группировка капитулировала 2 мая, во второй половине дня.

Вспоминаю: утром рано-рано 9 мая объявили Днем Победы. А бои идут, у нас раненых много. Кто тяжелый был — тех не спрашивали, отправляли сразу в тыл. А кто полегче, ранение они уже в Берлине получили, стали просить до Дня Победы их оставить. Начальство разрешило. Победу люди встретили, а десятого их отправили.

— Сколько уж прошло, — задумчиво говорит Матрена Семеновна, — а все вспоминается. Сейчас как-то и не так больно, а первые десятилетия… Жили с болью в душе. Потом стали встречаться - сколько слез, воспоминаний было…

В один из дней наш батальон снимали с передовой и перебрасывали на другой участок. Мы перебегаем по кукурузному полю, все сбито войной, одни будылья торчат. Впереди бежит моя подруга Галина, и у нее прямо в ногах разрывается мина. А меня швыряет головой в воронку, края ее горячие, обожженные…

Я так и не смогла написать родным Галины, как она погибла прямо у меня на глазах. Да разве она одна…

Награды за мужество

Первую боевую награду — медаль «За отвагу» Матрена Семеновна получила за форсирование и бои на Днепре. Тогда, в сентябре 1943 года, она вынесла с поля боя 20 тяжелораненых бойцов и командиров и оказала первую медицинскую помощь 49 воинам. Это я знаю из книги «Героям - слава». Спрашиваю об этом.

— Там долго сражения шли, бои были - ой-е-ей, а мы раненых спасали. Днепровские кручи высокие, мы подтаскивали под них раненых, прятали. Днем не выйдешь, на воду только ночью могли прийти понтоны, привозили боеприпасы, подкрепление. Мы старались не прозевать момент и отправить раненых. Понтоны ходили только до рассвета. В один день нам так не повезло, раненых было много, а тут начался обстрел. И самолеты бомбили, и артиллерия била. Один снаряд разорвался на круче, а мы под ней. Земля как рухнула, как накрыла всех. Ох и досталось тогда, не дай Бог! И меня зацепило, такая тяжелая контузия была. Я долго приходила в себя. А семь человек погибли, какие комья земли летели…

Орденом Славы III степени Матрена Семеновна была награждена в сорок четвертом году – за спасение раненых при форсировании реки Вислы и за бои на плацдарме. Ордена Славы II степени она удостоилась незадолго до Победы – в апреле сорок пятого, за выхаживание раненых бойцов в польском селе Овадув. А ордена Славы I степени — в марте 1946 года за мужество, проявленное годом раньше в уличных боях в Берлине.

После войны

С мужем, офицером Советской Армии, Матрена Семеновна пробыла в Германии еще пять лет. Здесь у них родилась первая дочка.

— Меня тогда сильно удивляло — улица длинная, мужчин-немцев много, и все живы-здоровы, с руками-ногами. Видно, нацию свою арийскую они за счет других народов спасали, своих все же берегли. И инвалидов, покалеченных я ни разу не видела. Насколько мы знали, у них в войну правило было — тяжелораненому сделают укольчик, завернут в бумагу и до свидания. Тоже, наверное, в их философию укладывалось, чтобы не портили «лицо» нации.

Сама Матрена Семеновна, по многим информационным источникам, спасла жизни сотням и сотням солдат и офицеров. Уточнять цифру лично у нее самой я не решилась: для меня она, как и другие Победители, спаситель не только отдельных жизней, но и всего мира. При этом - скромный, великодушный и безмерно добрый человек.

Тамара КОРКИНА.

Фото Юрия Рубинского.



Последние новости

Все новости

Объявление