Грустные праздники сильных людей
В минувшие выходные некоторая часть страны отметила День Военно-морского флота. А через неделю нас ждёт стихийное бедствие чуть большего масштаба – День ВДВ. Празднуются они примерно одинаково, как и прочие «дни по родам войск» - невесело, но с надрывом. Потому что жизнь такая…
Чем простому мирному гражданину запомнится прошедший День ВМФ? Ну, ясное дело, что где-нибудь Севастополе всё происходило масштабно и красиво. В нашем сухопутном городе массовых мероприятий не проводили, но, как и везде по стране, мужчин, в чьей биографии была служба на флоте, предостаточно. Безмерно гордые этим фактом, они доставали из шкафов тельняшки с бескозырками и… Что происходит дальше, мы все прекрасно знаем. Разбитые на большие и малые группы, сыны моря совершают броуновское движение по местам массового отдыха, попутно демонстрируя свой статус «белой кости» (читай – альфа-самцов) по мере увеличения степени опьянения.
Давайте поиграем в пророков и представим, как пройдёт грядущий День Воздушно-десантных
войск? Вне зависимости от погоды, история повторится один в один. Те же тельняшки, пьянки, драки и далее по тексту. С той лишь разницей, что вместо бескозырок будут голубые береты, а купание в фонтанах станет ещё более массовым. Ветераны и действующие бойцы крылатой пехоты (благо, в отличие от моря, подразделение ВДВ в Ставрополе имеется) будут старательно и весьма настойчиво демонстрировать свой элитарный статус. В том числе и на вчерашних героях-моряках, буде кто из них захочет покрасоваться в «не свой» праздник.
В той или иной мере история повторяется с каждым родом наших силовых структур. Конечно, та же милиция не позволяет себе подобных вольностей, да и не особо погуляешь в ноябре. А, к примеру, лётчикам или связистам особо и не пристало прилюдно буйствовать и купаться в фонтанах. Так что их профессиональные дни проходят менее заметно (читай – травматично) для простых людей. Впрочем, сама суть подхода к теме не меняется. У нас сегодня праздник, давайте вспомним и по возможности покажем другим, что мы самые-самые и по этому случаю напьёмся!
И вовсе я не собираюсь бухтеть на наших доблестных защитников. Молодцы они, что служили, пусть себе порадуются! Только вот радости как раз во всём этом однообразном действе и не наблюдается. Скорее – какой-то всепоглощающий надрыв.
Однажды увидел я такую сцену. Старушка, наблюдая за купанием в фонтане камуфляжно-полосатых ребят, не поддержала всеобщего негодования, а лишь покачала головой: «Бедненькие, как стараются!». Её соседки по лавочке возмутились. Мол, какое тут старание? Нажрались и хулиганят тут, портят только всем настроение. А она гнула свою линию: «Они никому не нужны, потому так и ведут себя». Не знаю уж, откуда у неё такое понимание ситуации, но суть она ухватила верно. Человек, уважающий себя, не станет требовать уважения к себе у других. И оно уж точно не тождественно страху перед пьяным и агрессивным субъектом. А вся эта кичливость и наигранная радость вызывают лишь озлобленность и редкое сочувствие, а вовсе не то, что должны были бы. Навязывая свой праздник окружающим, они лишь доказывают, что как такового праздника в душе и нет.
В противовес им вспоминается один мой знакомый инструктор по рукопашному бою. Сам весь тихий такой, незаметный – и не скажешь, что ветеран спецподразделений. И даже в свой профессиональный праздник он вёл себя очень скромно. Правда, берет и ордена всё же надевал. Но было в нём что-то такое, что заставляло прохожих самих подходить на улице (а не переходить на другую сторону, как со многими другими), благодарить его, приглашать выпить… Впрочем, он, как правило, отказывался.
Станислав Маслаков