Хиджаб - дело тонкое
Хиджаб (араб. حجاب — покрывало) в исламе — любая одежда, покрывающая все тело женщины, кроме лица и кистей рук. В современном мире под хиджабом иногда понимают традиционный исламский женский головной платок. Хиджаб стоит отличать от других видов женской одежды – никаба, бурки, паранджи, чадры и др. Существует понятие о внешнем и внутреннем хиджабе. Внешний описывает, какую одежду, в каких случаях и при каких людях позволительно носить мусульманке. Внутренний хиджаб обусловливает границы поведения женщины.
Прокатившись волной по Европе, прецедент дошел и до нас – в Казани уволили девушку, пришедшую на работу в хиджабе. 26-летняя Резида Зиганшина добавила к униформе розовый головной платок, за что ее и попросили написать заявление «по собственному». Аргументы общественности в лице руководства автосалона, сотрудницей которого являлась Резида, известны всем: настораживает, отталкивает, шокирует и прочее. Еще встречаются мнения, что хиджаб – дискриминация женщины, ее притеснение, что ношение хиджаба делает ее рабыней, слепо идущей за традицией, что в XXI веке пора бы уже начать бороться за свои права и независимость. Эти суждения имеют место быть, но мне стало интересно, что обо всем этом думают виновницы сих жарких споров, с одной из которых я и побеседовала.
Зарина приехала в Ставрополь два года назад, поступив в один из ведущих вузов города. Я познакомилась с ней на улице: увидев в 36-градусную жару девушку в темно-сиреневом платке, водолазке и джинсовой юбке до пят, поняла, что не могу не подойти. Сначала она, само собой, отвечала очень настороженно, но потом мы разговорились и отправились беседовать в ближайшее кафе.
- Я начала носить хиджаб еще в школе, в 10-м классе. После того как поступила в вуз, родители запретили надевать платок, поэтому год ходила без него. Но потом все же настояла на своем.
Видя мой недоуменный взгляд после фразы «родители запретили», объясняет:
- Это нормально: они ведь понимают, как окружающие относятся к девушкам в хиджабе, поэтому хотели уберечь.
- Раз уж заговорили, как люди относятся?
Начинает нервно постукивать по чашке, но улыбается:
- Плохо относятся.
- Пальцем показывают?
- Это в лучшем случае. Чаще выкрикивают в спину всякие ругательства. Был даже случай, когда бабушка с внуком из маршрутки вышли, когда я туда села. Я понимаю, что люди не со зла – так уж сложилось, что общество каждую девушку в хиджабе считает шахидкой. И именно из этих соображений я не ношу черный хиджаб, ищу что-нибудь более «лояльное», как сейчас – светлый платок, юбка и водолазка, - стараюсь поменьше внимания привлекать.
- К слову, я много прочитала о хиджабе и поняла, что наименьшее внимание и есть суть этой традиции. Так ли это?
- Можно и так сказать. Внешний хиджаб считается даже не настолько важным, как внутренний. Наверное, замечали, что иногда девушки в платке могут слишком громко смеяться, или идти на каблуках, или на них куча звенящих браслетов.
- Я даже видела девушку, которая, несмотря на платок, была в рубашке с довольно глубоким вырезом.
- Вот-вот. Внутренний хиджаб предполагает, что девушка должна быть незаметна, должна как бы растворяться в толпе, чтобы не беспокоить слабых и неспособных сопротивляться искушению мужчин. Для нее существует только ее муж, поэтому она и хранит свою красоту для него. Я думаю, шпильки, украшения, смех и вырезы позволяют себе девушки, которые носят хиджаб по наставлению родителей, но все их нутро сопротивляется, поэтому они пытаются хоть как-то привлекать к себе внимание. Но наша культура не одобряет таких компромиссов. Согласитесь, что православным тоже бывает неприятно смотреть на крестики со стразами, висящие на откровенном декольте, или толстенные золотые цепи с такими же крестами. Это – сокровенная часть веры, и делать крест элементом гардероба недопустимо, как и хиджаб – частью угождения родителям.
- А почему ты носишь хиджаб? – после этого банального вопроса я поймала себя на мысли, что у Зарины очень красивые глаза. Будь у меня такие, я бы, возможно, тоже надела хиджаб.
- Мне нравится, что в первую очередь люди оценивают мой ум, а уже потом внешность.
- Для тебя хиджаб – часть веры или часть твоей личности?
- Я уже сравнила хиджаб с крестиком, но это не одно и то же. Покрывать голову, шею, ноги и другое – не только исламская традиция. Все религии рекомендуют женщинам одеваться скромно. Ведь на Руси женщины тоже ходили в платках, а выйти в люди с непокрытой головой считалось верхом неприличия. Хиджаб – не сигнал о том, что я – мусульманка. Это – мой образ жизни, мое самосознание.
- А что насчет принижения женщины, притеснения ее прав.
- Я думаю, что гораздо больше сегодня притесняют женщин, одевающихся вызывающе – как раз их образ эксплуатируют в рекламе, на телевидении и т.д. В них видят объект желания, а не мыслящее существо. Как я уже говорила, для меня такое неприемлемо, потому я думаю, что хиджаб позволяет как раз раскрыть себя как личность, не пользуясь при этом своими внешними данными.
- Как сейчас родители относятся к твоему выбору надеть хиджаб?
- Они до сих пор против, просят носить только дома. Но я уже определилась: мне так лучше, чувствую себя увереннее.
- А если в жизни придется столкнуться с ситуацией, когда попросят снять хиджаб, что будешь делать?
- Я думаю, что если ты хочешь носить платок, а окружающие против, нужно искать такое место, где люди будут относиться к этому более терпимо. Если я не смогу работать из-за платка, я уеду домой – раздувать из этого скандал не стоит, ведь это опять-таки привлечение лишнего и не нужного мне внимания.
Собственно, на этом разговор можно считать законченным. Зарина спешила в библиотеку, а я все, что хотела, узнала. После беседы я размышляла над следующим. Прошлым летом я купила белый сарафан до пят, очень даже скромный, без выреза, без дырочек. Все, кто носил в жару такую вещь, меня поймут: прохладно, красиво и скромно. Каково же было мое удивление, когда я вышла из подъезда, и бабушки, которые до этого каждый Божий день третировали меня из-за коротких юбок, в спину забормотали: «О! Еще б платье свадебное напялила!». Да уж, как разобраться: обществу нравятся скромные девушки или дамы без комплексов? Я, конечно, не призываю завтра всем прийти на работу в хиджабах, но вот задуматься, кто и кого в современном обществе дискриминирует, пожалуй, нужно.
P.S. Сколько людей, столько и мнений, поэтому Зарина попросила изменить ее имя, что я и делаю.
Мария Крюкова