Ходоки к власти
Тамара КоркинаОни были, есть и будут всегда. Каждый из нас живет в обществе, от которого, как известно, нельзя быть свободным. Потому вся наша жизнь – это сплошное пересечение чьихто интересов, симпатий, притязаний и так далее. С чем сегодня горожане идут на прием к первым лицам города? От кого ищут защиту, на что надеются? Мне довелось побывать на приеме, который вела первый заместитель главы администрации города Валентина Петровна СОЛОНИНА. Он проходил в Доме дружбы, расположенном на проспекте Октябрьской революции. В фойе взволнованные горожане, приглашенные на прием. В зале, куда по одному входят просители, сидят руководители городских и районных служб. «На прием пришли люди, которые прошли практически все инстанции. Это их последний шанс, и мы должны сделать все, чтобы помочь им», предупреждает Валентина Петровна представителей структурных подразделений администрации города и районов.
С чем пришли на прием?
— Я не буду называть всех заявителей поименно, многие пришли с очень личным, и вряд ли будут довольны обнародованием своих просьб.
…Два года назад ветеран ВОВ Анатолий Иванович Тарасов получил от министерства труда и социальной защиты населения «Оку». Ясно, что тут же встал вопрос о гараже. С ним проблем особых не было – ветерану выделили участок во дворе его дома. Но пока оформлялись документы, «расширился сосед», и гараж ветерана на его законном месте не умещался. Чтобы не ввязывать пожилого человека в тяжбу с соседом, ему подыскали участок в соседнем дворе. Но тут восстали здешние жители – почему к нам? Дело дошло до того, что однажды мужчины двора собрались и вынесли гараж ветерана в его двор. В общем, драма закрутилась не на шутку. А в центре всех обид, споров и разногласий — незаконно возведенный гараж соседа. На сегодняшний день страсти улеглись, гараж ветерана установлен в его дворе.
Григория Михайловича Савельева на прием привел тоже гаражный вопрос. У него и еще одного ветерана ВОВ закончился срок аренды земельного участка под гаражами на внутриквартальной территории. Как бы еще продлить на год? Оформление документов поручено совету микрорайона. Сейчас документы оформлены и переданы в земельную палату.
Алексей Дмитриевич Кравченко озвучил тему, очень популярную и в жалобах в редакцию: соседка обманным путем оформила весь земельный участок, в том числе и принадлежащую Алексею Дмитриевичу долю, на свое имя. Сколько за этим стоит беды, нервных срывов, отчаяния от бессилия — знает только тот, кто столкнулся с подобным же. На приеме было дано поручение присутствовавшему здесь же директору Земельной палаты Александру Алферову – встретиться с заявителем лично. Как сообщили мне в администрации города, встреча состоялась, и вопрос с оформлением межевого дела решен.
Какие разные люди пришли на прием! Одни деликатные, смущенные тем, что вот пришли со своими проблемами, другие требовательные, обвиняющие все и вся. Вот зашла женщина, в жизни и судьбе которой отразилась вся трагедия и неразбериха, связанная с войнами в Чечне. Потеря дома, вынужденный отъезд из республики, непризнание переселенцами, бедственное жилищное положение, в котором семья пребывает больше десяти лет. Честно сказать, вела она себя так, что впору было вызывать хоть милицию, хоть психиатрическую службу. «Всех вас повесить надо!» — в ярости кричит она сидящим. Но все они понимают, что милицией тут делу не поможешь. До такого вот поведения человека довело отчаяние. И чтобы успокоить женщину, нужно помочь решить ее проблему.
А вот вошла милая преподавательница лицея, улыбнулась всем. Рассказала, что довольна своей профессией, но чувствует в себе значительно больший потенциал, чем сейчас используется. И хотела бы больше зарабатывать, поскольку у нее дочка поступила учиться, нужны деньги. Мне очень понравилось, что люди начинают приходить к власти вот с такими исповедальными просьбами.
Капитальный ремонт дома, замена газовых труб, предоставление помещений в аренду — вопросы горожане подняли самые разные.
Прием шел почти четыре часа, всем дали выговориться, никого не прервали, по всем вопросам постарались вынести конструктивные решения. А в общем, нелегка ты, шапка Мономаха!
После приема Валентина Петровна Солонина и заведующая отделом приема граждан Валентина Филипповна Проноза еще раз сверили записи – кому что поручено, какие сроки намечены. А когда материал готовился к публикации, мы сверили, что уже сделано.
Горожане становятся все активнее
Конечно, я не удержалась от того, чтобы не продолжить разговор, не задать вопросы Валентине Петровне Солониной. Она курирует в администрации города работу с письменными и устными обращениями граждан, так что, как говорится, в теме:
— С чем обращаются горожане к городской власти, какие проблемы наиболее выражены?
— Большинство обращений – конструктивные, конкретные, касающиеся полномочий органов местного самоуправления. Аспекты самые разные — строительство, землепользование, землеустройство, социальная защита, здравоохранение и так далее. Отмечается активность горожан, желание принимать участие в решении городских проблем. Естественно, людей волнует и интересует то, с чем они сталкиваются ежедневно — организация торговли, общественного транспорта, работы по устройству коммунальных сетей, ремонту дорог. Стоит отметить, что год от года меняются приоритеты интересов жителей города. Если лет 10 назад это были преимущественно социальные вопросы, то в последние годы на первое место вышли вопросы землепользования. А вот на социальную защиту, здравоохранение, торговлю, бытовое обслуживание, образование приходится всего по одномудва процента всех обращений.
Как положительное явление, думаю, надо отметить то, что снижается количество жалоб, в которых горожане высказывают нарекания и недовольство нарушением их законных прав
— Какие проблемы еще волнуют горожан?
— Да те же, что и структурные подразделения администрации. Например, достаточно большая очередь на спил старых деревьев, которые порой создают опасные ситуации для жилых домов, линий электрического освещения Пенсионеры, инвалиды и другие социально незащищенные категории горожан порой недовольны ростом коммунальных платежей. Сейчас люди просят разобраться по поводу значительного увеличения налога за землю под дачными участками, гаражами. Есть горожане, недовольные уплотнением застройки в жилых зонах. Люди обращаются с различными вопросами, независимо от того, какая ветвь власти полномочна решить их проблему. Взять коммунальные платежи. Основной ценообразующий фактор в себестоимости услуг ЖКХ — энергоносители. Оптовые цены на них устанавливают федеральные органы. А муниципальные органы могут уменьшать тарифы только за счет более эффективной работы предприятийпоставщиков услуг. Что мы и делаем. Сегодня коммунальные тарифы в Ставрополе – одни из самых низких на юге России.
«Телефон доверия» и благодарности
— Губернатор края часто критикует администрацию города за то, что именно из Ставрополя на его «телефон доверия» поступает наибольшее количество жалоб. Как вы это прокомментируете?
— Надо сказать, что горожане очень активно пользуются своим правом задать напрямую вопросы как губернатору, так и главе города. «Телефоны доверия» работают у нас с 2000 года. Безусловно, предпочтительность создает тот факт, что срок исполнения обращений на «телефон доверия» всего 10 дней. Звонков и губернатору, и главе поступает практически равное количество, мы анализировали. Часто просьбы дублируются, то есть люди подстраховываются и обращаются с одним и тем же вопросом в разные инстанции. А «наибольшее количество жалоб», на наш взгляд, объясняется просто: звонок губернатору из Ставрополя бесплатный, а из всех других населенных пунктов края – по междугороднему тарифу. Да и сама телефонная связь жителям краевого центра гораздо доступнее, чем селянам.
— На заседаниях администрации города вопрос о работе с обращениями горожан всегда стоит очень остро. Постоянно звучат требования избавляться от отписок, пустых, ничем не подкрепленных обещаний. Как эти требования отражаются в жизни?
— Я с абсолютной уверенностью могу сказать, что все службы аппарата администрации города, ее структурных подразделений, администрации районов стали более ответственно подходить к соблюдению сроков и качеству рассмотрения обращений, просьб, жалоб и заявлений горожан. Из ответов администраций районов, комитета городского хозяйства постепенно исчезают необоснованные обещания и бесконечные переносы сроков исполнения по проведению текущего и капитального ремонта домов, коммунальных сетей, дорог. Ведь главное – выполнить просьбу, помочь людям.
— А благодарности за оказанную помощь, хорошие дела случаются?
— Я бы сказала, что все чаще. В почте от горожан появились письма с благодарностями главе города, в целом руководству администрации за заботу о горожанах, за работу по благоустройству районов города, за хорошее отношение врачей и медперсонала в лечебных учреждениях, материальную поддержку нуждающихся горожан. Есть благодарности за содействие в поступлении детей из малообеспеченных семей в вузы, устройство в детские сады, за материальную помощь погорельцам, утратившим жилье, детям и пожилым людям, нуждающимся в сложных операциях.
Новый закон
— Совсем скоро, со 2 ноября, вступит в силу Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Что нового привнесет он в ту работу, о которой мы ведем речь?
— Закон запрещает разглашение сведений, которые содержатся в обращении, запрещает преследование автора обращения в связи с его критикой деятельности государственных и местных органов власти. Обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней, при необходимости – с выездом на место. Конечно, в Ставрополе все эти требования выполнялись и раньше. Но то, что впервые в российской истории работа с письменными и устными обращениями граждан будет регулироваться нормами общенационального законодательства, очень важно. По сути, сделан еще один серьезный шаг по защите прав и законных интересов личности. Такие гарантии нужны сегодня людям. Теперь виновные в нарушении законодательства об обращениях граждан будут нести ответственность за невнимание к людям в виде возмещения причиненных убытков и компенсации морального вреда. Я думаю, что от введения в действие такого закона людям станет только лучше.