Хороший генерал

Елена Павлова
В официальных документах и характеристиках командиров воинских частей и подразделений не бывает эмоциональных оценок. В рабочей обстановке их можно услышать. Иногда вот так вскользь брошенная кем-то фраза очень ярко характеризует того, о ком говорят. Когда паренек-военнослужащий, глядя вслед удаляющемуся офицеру, радостно шепчет своему товарищу: «Хороший генерал пошел!», невольно проникаешься симпатией к этому человеку. Солдатская оценка дорогого стоит.

Сам «хороший генерал» Василий Саввин при рассказе об этой совсем мальчишеской, но очень душевной реплике бойца лукаво улыбается. У него вообще манера общения с людьми такая – доброжелательно-лучезарная. Правда, говорит Василий Васильевич, друзья его по этому поводу замечают: «Никто не знает, что кроется за этой улыбкой и чем это все закончится»…

Генерал-майор Василий Саввин – заместитель начальника Северо-Кавказского пограничного управления. Родом он из Средней полосы, с Орловщины. Честно прошел путь от рядового до генерала. Говорит, до призыва в армию о пограничной службе не знал практически ничего. Однако военным быть хотел. Как многие мальчишки – летчиком. Однако к летной службе его признали негодным. Конечно, тогда это был удар, но парень его выдержал. И отвез документы в Киевское военно-морское политическое училище. Но, проучившись несколько месяцев, разочаровался то ли в этой профессии, то ли в этом училище. Так он и стал учеником токаря на Тульском заводе металлоконструкций. Это был период закалки – и в прямом, и в переносном смысле. Приходилось героически преодолевать трудности, которые заводская молодежь во многом сама себе и создавала:

- Завод огромный,- вспоминает Василий Васильевич.- Стены нашего рабочего корпуса состояли сплошь из окон. Летом в жару мы с друзьями тайком выбивали стекла – для вентиляции. Зато зимой при 30-градусном морозе эта «вентиляция» превращалась в дикие сквозняки. Работать приходилось в теплых перчатках, хоть это и запрещено инструкцией. Правда, после того как мне чуть не покалечило руку, инструкций я больше не нарушал.

На следующий год Василий вновь поступал в военное училище. И недобрал балла. А потом его призвали в пограничные войска. Как выяснилось, надолго.

- Служить я хотел, - рассказывает генерал. - Поэтому особых трудностей не было. Хотел стать хорошим специалистом, потому попросился в школу сержантского состава. Потом получил распределение в стрелковую роту. До сих пор с благодарностью вспоминаю нашего сержанта Горошко, который помогал и поддерживал во всем. Особенно ценным было то, что он не просто учил и руководил – он все выполнял наравне с солдатами. А потом в часть на стажировку прибыли курсанты Московского высшего пограничного командного училища. И я вновь заболел идеей осуществить свою мечту и стать офицером. Написал рапорт на имя командира и получил рекомендацию для поступления.

Минули годы. Офицерский стаж у генерала Саввина – 30 лет. Мурманск, Дальний Восток, Сахалин, Академия имени Фрунзе. 7 лет назад судьба в лице командования Пограничных войск России забросила его на Кавказ. Так что пережил и прослужил Василий Васильевич в нашем округе лихолетье второй Чеченской войны (закрытие чеченского участка государственной границы, бои на разных участках в зоне ответственности СКРПУ), а также еще более трудное мирное время, в котором опять-таки имеют место налеты и боестолкновения и пограничная служба на Северном Кавказе проходит в усиленном режиме. Кроме того, началось обустройство госграницы и реформирование погранслужбы. В общем, на Кавказе скучно не бывает. Генерал Саввин это понял сразу по прибытии сюда. Ритм жизни, говорит, здесь другой – более активный и динамичный. Иной раз просто бешеный. Готовность офицеров, личного состава для выполнения поставленной задачи – мгновенная. Инициативные решения принимаются и воплощаются намного быстрее.

Да, воплощение решений ждать не заставляет. Вот и центр пограничного округа уже не в Ставрополе, а в Ростове. Правда, ставропольцев это не радует. Василий Васильевич говорит успокаивающе, как психотерапевт:

- Не надо торопиться с выводами. Давайте поработаем по новой схеме. У нас создано пять управлений. Ставропольское координирует действия пограничных частей и подразделений в Чечне, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии. Выезжает только часть личного состава управления, большинство остается в Ставрополе. Городу не о чем беспокоиться.

- Один из этапов реорганизации – переход на контрактную службу. Особенно это касается отрядов, находящихся на самых сложных участках границы. Насколько это осуществимо?

- Борзойский и Аргунский отряды в Чечне уже к концу текущего года будут сформированы только контрактниками. Там нужны профессионалы. А солдат-срочник за два года только учится воевать и осваивает специфику службы. А когда освоит, ему уже демобилизоваться пора. Так что контракт на таких участках – необходимость. В этой системе будут как плюсы, так и минусы. Плюс, что если солдат почувствует службу своей профессией, он будет служить и 5, и 10, и 15 лет. А минус, особенно на первых порах – текучесть кадров. Это будет год-два, пока не сформируется костяк, коллектив.

- Правда, что в пограничные отряды в Чечне будут по контракту приходить местные жители?

- При условии качественного изучения кандидатов, организации воспитательной работы в частях ничего страшного в этом нет. Мы и сейчас активно работаем с населением. Без взаимодействия с местными жителями пограничник службу не несет.

- Возможно ли гарантировать, что в части и подразделения в качестве контрактников не будут внедрены враги?

- Каждого персонально будут проверять. Есть и система проверки и служба, которая этим занимается. Потом ведь отряды и заставы не будут мононациональными. Основная часть их будет сформирована все же не из местных.

Самый тяжелый сезон для пограничников – лето, когда открыты перевалы и горы – сплошная «зеленка». Каким будет нынешнее лето на южном рубеже России. Генерал-майор Саввин, который накануне праздника от души желал сослуживцам мирной границы, снова лукаво улыбнулся:

- Это как в песне: «Тихо на границе, но не верьте этой тишине»… За прошлый год пограничники СКРПУ не допустили ни одного прорыва через государственную границу. И сейчас мы во всеоружии. Пути возможного продвижения боевиков перекрыты, к границе подтянуты резервы. Вот так и напишите: «Граница прикрыта надежно».



Последние новости

Все новости

Объявление