Хранители и хоронители
Михаил ВасиленкоТуристы из России и всего мира прибывают в международный аэропорт Ставрополя и поселяются в комфортабельных гостиницах. Погуляв у благоухающих цветников ухоженного, утопающего в зелени городского центра с его неповторимой архитектурой губернской столицы времен империи, они посещают музей-заповедник, Грушевское и Татарское городища, гуляют по реликтовому лесу на Стрижаменте, знакомятся со Ставрополем, как воротами Кавказа XIX столетия. Через пару-тройку дней любознательная публика оказывается на берегах Маныча, взирает на это уникальное природное явление, а заодно бродит у скифских курганов и развалин древних городов, рыбача и дегустируя местные вина и коньяки.
Далее, через пустыни и полупустыни, маршрут ведет в города Кавказских Минеральных Вод, о курортно-туристических достопримечательностях которых и говорить не приходится. Гости края познают историю и культуру горских народов, казаков. И, наконец, в Минераловодском аэропорту туристы прощаются с гостеприимным Ставропольем.
Это пока еще утопическая картинка из светлого будущего. Достижимо ли оно? Вполне возможно, но со множеством «если». В том числе - если мы не погубим уникальное историческое наследие, природное богатство края. И тогда они будут работать на благо наших детей и внуков, то есть в полной мере станут категориями экономическими, педалями развития региона и его столицы, а также благополучия жителей.
Однако есть большая закавыка. Светлое будущее далеко и призрачно, а, скажем, сарай какому-нибудь ставропольскому жлобу хочется иметь во дворе сегодня. Вот он и разбирает по камешку древнюю стену Грушевского городища. Другого столь же незатейливого обывателя обуяла, к примеру, жажда пьянственно отдохнуть на заповедной земле городища Татарского. И поскольку не мусорить и убирать за собой свинтус не приучен, то сами понимаете. Третий вознамерился ресторанчик, или особнячок, или автосалончик возвести в реликтовом лесу. И мы уже, тревожась, ждем, когда раздастся визг бензопилы и мужики в спецовках начнут мастеровито зачищать делянку.
К счастью, далеко не все горожане по-мещански бесстрастно взирают на подобное. Голос хранителей истории и природы становится все громче. И заметно, что новая администрация Ставрополя, новый губернатор его не только слышат, но и воспринимают сигналом к действию. Сужу об этом как член новообразованного Экологического совета. И потому позволил себе оптимистично-футуристическое начало сегодняшней колонки.
Но и хоронители нашей истории (а значит, и будущего) не сидят сложа руки. Похлеще любого госдепа они пакостят и пакостят. Потому что никогда не были и не будут патриотами Ставрополя и Ставрополья. И в этом смысле нет разницы между заурядным вандалишкой, ломающим деревца в сквере имени 65-летия Победы, и бизнес-политиканом, который напаразитировал у нас состояние, а теперь для себя и домочадцев вьет гнездышко в Европах. Им одинаково плевать на все, что для подлинного гражданина дорого и свято.
Свою землю, ее прошлое и будущее мы не можем, не должны отдать на циничное поругание. Посему, как говаривал Ильич, архиважно культивировать патриотизм малой Родины. Малой, но все равно Родины с большой буквы. Малыми, но очень значимыми делами. Например, массовой высадкой деревьев в юбилейную для Ставрополя осень. В чем сам намерен участвовать и призываю всех.
...После армейской учебки попал я служить в часть, где не оказалось ставропольцев. Не было земляков. Друзья-приятели, конечно, со временем появились, но не с кем было повспоминать о доме, о тополях на ставропольских улицах, о желтой августовской степи, о галечных кубанских берегах. Своими тогдашними переживаниями делиться не буду, но когда у казармы на улице чужого города случайно увидел автомобиль со ставропольскими номерами, аж комок к горлу подкатил.