Хранители истории: от революционных приказов до госуслуг
Наталья Ардалина23 сентября 1918 года в системе органов внутренних дел был организован первый специальный отдел статистики, в который начала стекаться вся информация ведомства. А что представляет собой это хранилище сегодня? Правильно, бесценный кладезь информации, которая может интересовать далеко не только сотрудников ведомства или историков.
23 сентября 1918 года НКВД утвердило «Положение о статистическом отделе Комиссариата внутренних дел», после чего во все губернии, в том числе Ставропольскую, были направлены циркуляры, предписывающие регулярно высылать установочные данные, фотографии и дактилоскопические карты преступников. Так начала собираться уникальная база данных, которая ежедневно пополняется сотнями и тысячами документов.
На Ставрополье отдел учета появился вместе с образованием собственно органов милиции, в 1920 году. До сих пор в архиве ГУВД края можно увидеть старые, если не сказать, древние, металлические шкафы с ящичками, в которых в алфавитном порядке хранились данные. Впрочем, сегодня информационный центр – это не только учет данных, сегодня ИЦ включает в свою структуру 11 отделов, каждый из которых выполняет немаловажные функции. К примеру, именно в информационный центр входит отдел оказания государственных услуг. В наш век современных цифровых технологий уже нет необходимости за каждой справкой обращаться лично: гораздо проще заказать ее с помощью сайта «госуслуги.ру». На открытом экране начальника отдела оказания гражданам госуслуг Татьяны Белой ежесекундно меняется информация: вот только что было 250 заявок на получение справки об отсутствии судимости, а теперь их 347. И это уже вторая половина дня – большая часть заявок обработана, а с утра или после выходных дней их может быть несколько тысяч. Впрочем, на сроках оказания услуг это никак не сказывается: работать девчата будут до тех пор, пока не выполнят каждую заявку.
Я не оговорилась – именно девчата, потому что коллектив здесь в большинстве своем женский, и руководит информационным центром тоже женщина – полковник внутренней службы Ирина Бунина. Она первая в истории Ставропольского ИЦ женщина-начальник, и ее подчиненные готовы за своего руководителя в огонь и в воду: Ирина Витальевна не просто классный специалист, всю свою служебную деятельность посвятившая работе в информационном центре, она еще и отличный организатор, который умеет найти подход к каждому человеку, сгладить острые углы в общении, деликатно подсказать правильные пути решения возникающих проблем. Возможно, это одна из причин того, что в этой службе практически нет текучки, пришедшие сюда однажды сотрудники остаются вплоть до пенсии, и даже после выхода на заслуженный отдых возвращаются в качестве вольнонаемных работников.
Ближе всего к ежедневной деятельности полиции находится отдел оперативно-разыскной работы. Сотрудники этого отдела постоянно взаимодействуют с теми, кто непосредственно раскрывает преступления: уголовным розыском, отделом по борьбе с экономической преступностью, наркоконтролем, Интерполом. Здесь всё знают о преступниках и подозреваемых, о пропавших без вести и неопознанных погибших. Сотрудники отдела знают, что без их огромной базы данных и оперативности невозможной была бы эффективная работа ведомства в целом.
Отдел пофамильного учета владеет всей информацией о судимостях, розыске и привлечении к уголовной ответственности; отдел сопровождения дактилоскопических учетов по отпечаткам пальцев точно определит личность; а отдел статистики ежемесячно подводит промежуточные итоги деятельности всех служб. Примерно с 30 числа каждого месяца по 5 число следующего этот отдел выпадает из реальной жизни: сотрудники считают и анализируют, снова анализируют и считают. Они знают о полиции все: сколько подано заявлений, совершено преступлений, они могут сравнить наш регион с любым другим и точно знают, какое место мы занимаем под солнцем.
Вычислительный центр включает в себя сразу три отдела, которые занимаются разработкой и сопровождением программ для служебного пользования, а также переводом всей информации в электронный вид. К сегодняшнему дню почти половина архива краевого Главка уже оцифрована.
Но конечно, один из самых интересных отделов – я не зря оставила его напоследок – отдел формирования архивных фондов. Именно здесь можно буквально потрогать историю руками: на бесконечных рядах стеллажей стоят папки и тома, в которых таится тень давно минувших дней. К сожалению, в 1942 году, в те дни, когда немцы подступали к Ворошиловску, все архивы ведомства, хранившиеся в краевой столице, были сожжены. В основном это были личные дела сотрудников – понятно, что могло стать с их семьями, если бы данные попали в руки фашистов.
И только после окончания Великой Отечественной войны в архив начали стекаться крупицы сохранившейся информации – в основном из районов края, где дела не были уничтожены. К примеру, дело под номером «1» рассказывает нам о колхозном конюхе, родившемся в 1917 году и в силу возраста не успевшем принять участие в революционных волнениях. Получив образование 4 класса, мальчишка начал работать в колхозе, а затем пришел на службу в народную милицию. В его анкете, заполненной собственноручно, среди бесконечных «не участвовал», «не состоял» встречается интересное «не поддан» – это ответ на вопрос «подданство». Как и все, он был призван в ряды Красной Армии в 1941 году.
Во многих личных делах есть фотографии сотрудников: глаза смотрят строго и внимательно; прически строго по уставу, никаких вольнодумных челок и кудрей или расстегнутых верхних пуговиц; туго перетянуты ремни портупеи. Все же не зря такое внимание уделяли форме во все времена, кажется, она невольно делает человека более дисциплинированным и ответственным.
Возможно, кому-то это покажется странным, но до сих пор дела 20-30-х годов прошлого века хранятся под грифом «Секретно», и снимают этот статус сейчас не для общего пользования, а лишь для служебного, то есть просто так информацию все равно получить нельзя. В этом году сотрудники ставропольского архива работали над делами банд, формировавшихся в губернии из кулаков, беглых солдат да и просто недовольных жизнью людей; над делами выселенцев.
«Не повезло кому-то родиться с национальностью немец, – рассказывает начальник отдела Оксана Воробьева. – Человек и не делал ничего плохого, а его посадили в вагон вместе со всей семьей и выселили в Казахстан».
Отдел и сейчас ведет большую работу по реабилитации жертв политических репрессий.
Есть среди серых, невзрачных на вид папок такие, что читаются как романы и повести, а есть – детективы и трагедии. Как иначе назвать дело, в котором рассказано о годах страшного голода, когда родители съели собственных детей, и доказательством преступления были обглоданные детские косточки...
Ставропольский полицейский архив занимает площадь в 1800 кв. метров и расположен сразу в трех районах города. В одном помещении им давно уже тесно, и это не удивительно, ведь здесь насчитывается более 200 тысяч единиц хранения. Причем единица – это дело, которое может включать в себя и один, и сто томов сразу. В 60 фондах четко рассортированы дела: в одном уголовные, в другом личные, в третьем – дела реабилитированных граждан. В каждом помещении архива установлены датчики температуры и влажности, здесь регулярно проводится обеспыливание, и все равно остается неуловимый запах истории. Когда-нибудь современные дни тоже станут историей, и потомки непременно найдут свидетельства наших дней в архивах информационного центра ГУ МВД России по Ставропольскому краю.