И без ноги трудиться можно, или что узнал наш корреспондент в МСЭ
Тамара КоркинаЗакон № 122 о замене натуральных льгот денежными выплатами породил множество явлений. Одно из них – возросшее желание людей, особенно пенсионеров, получить группу инвалидности. Вспомнив приобретенные за жизнь болячки, люди ринулись к врачам. И сразу же возникло множество обид, слухов и домыслов. «Правда ли, что теперь группу по зрению не дают?», «Правда ли, что в МСЭ очереди на освидетельствование надо ждать годами?». Вопросы в редакцию поступают самые разные. Вконец всех запутали понятия «ограничение к труду» первой, второй и третьей степени. В общем, собрав все «правда ли», наш корреспондент обратился к заместителю руководителя федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Владимиру Анатольевичу НЕСТЕРОВУ с просьбой дать разъяснения.
— Пожалуйста, несколько слов об основных функциях бюро.
— Это проведение освидетельствования граждан, установление причин, сроков инвалидности, процента утраты профессиональной трудоспособности. Также мы разрабатываем индивидуальные программы реабилитации для инвалидов, для пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Формируем базу данных по освидетельствованию граждан за год, представляем ее в органы социальной защиты, в наши федеральные агентства. Стараемся тесно работать с учреждениями здравоохранения, ведем разъяснительную работу, поскольку возникает много вопросов по оформлению человека на нашу комиссию.
—Давайте поговорим о том, что означает «степень ограничения способности к трудовой деятельности». Это наиболее часто повторяющийся вопрос наших читателей. Первая группа инвалидности и третья степень ограничения способности к трудовой деятельности – газету стали даже упрекать в том, что она «все перепутала». Я имею в виду период, когда начал работать закон о монетизации и мы информировали горожан о ежемесячных денежных выплатах.
— Дело в том, что сейчас пенсионирование инвалидов идет не от группы инвалидности, а от степени ограничения способности к трудовой деятельности. Мы стали устанавливать ее согласно законодательству с 1 января 2004 года. Те, кому группа инвалидности была установлена бессрочно до этого времени, федеральным законом автоматически приравнены так: инвалиды третьей группы — к первой степени ограничения трудоспособности, инвалиды второй группы – ко второй степени, инвалиды первой группы – к третьей степени.
Напомню, что группа инвалидности устанавливается комплексно, в соответствии с классификациями и временными критериями. Среди них – способность человека к самообслуживанию, к передвижению, общению, к трудовой деятельности, у детей – к играм и обучению.
Допустим, человек признан инвалидом по ограничению способности к передвижению. Его способность к трудовой деятельности расценивается индивидуально, исходя из профессии, реабилитационного потенциала.
— Например…
— Например, в результате травмы человек потерял ногу, пользуется протезом. Причем противопоказаний к ношению протеза в течение дня нет. В этом случае мы признаем его инвалидом третьей группы без срока переосвидетельствования. Расстройство функции носит необратимый характер. Как люди любят писать в жалобах, нога не вырастает.
А вот что касается ограничения способности к труду … Скажем, потерявший в результате несчастного случая ногу человек всю жизнь проработал водителем. Теперь управлять машиной он не сможет, но ему под силу легкий неквалифицированный труд. Например, того же сторожа или вахтера. Мы устанавливаем ему ограничение способности к труду первой степени, он, естественно, получает пенсию.
А если человек имеет профессию, допустим, программиста, постоянно работает на дому – что мешает ему и дальше заниматься любимым делом? Ограничений к трудовой деятельности у него нет.
Он, безусловно, признается инвалидом, но не получает пенсию, поскольку трудоспособен в своей профессии. Честно сказать, случаи с нулевым исходом у нас практически единичны.
— А как обстоят дела с имеющими первую группу инвалидности?
— У них ограничения к труду могут быть как третьей степени (полностью нетрудоспособные), так и второй. При второй степени ограничения к труду люди могут выполнять работу в специально созданных условиях. Под ними мы подразумеваем, например, работу на дому, один-два часа в день.
Самый простой пример – люди с значительно выраженными расстройствами функций органов зрения. Они признаются инвалидами первой группы, но при отсутствии других серьезных заболеваний имеют ограничения способности к труду второй степени. То есть они могут выполнять работу на дому, в цехах со специально созданными условиями и специально оборудованными рабочими местами.
— А есть ли категорические запреты – работать нельзя?
— По Конституции каждый человек имеет право на труд. Независимо от того, какое заключение дадут ему врачи. Мы можем сказать: по вашему заболеванию вы нетрудоспособны. Но для человека это всего лишь рекомендация, не больше. Он может работать даже во вред своему здоровью.
— Какая ситуация сложилась у вас после принятия закона № 122, определившего инвалидов как федеральных льготников с ежемесячной денежной выплатой? Сильно ли возрос поток желающих получить инвалидность?
— Возрос, и в основном за счет людей так называемого третьего возраста. Должен сказать, что каждый человек имеет право пройти медико-социальную экспертизу. При этом учреждение здравоохранения должно оформить его к нам на комиссию должным образом, как положено. То есть, прежде чем направить, врачи обязаны выявленное заболевание пролечить. На освидетельствование к нам человек направляется только в том случае, если после определенного реабилитационного периода у него остаются стойкие расстройства функций организма.
Что касается потока, то сравним июльские данные последних трех лет. Впервые признаны инвалидами по краю в июле 2003 года 1605 человек, в июле 2004 – 1892, в июле 2005 — 2415 человек. В этом году рост произошел исключительно за счет лиц пенсионного возраста, их 1452 человека против 984 в 2004 году. Среди людей трудоспособного возраста изменений практически нет.
Естественно, возрастает очередность на освидетельствование. По лицам трудоспособного возраста нам удается проводить его в установленные сроки, максимально в три недели. Это особенно важно потому, что когда заканчивается срок инвалидности, устанавливаемый на год, то прекращается пенсионирование. И оно не начнется до тех пор, пока орган ПФР не получит от нас новую выписку из акта освидетельствования. Пенсионеры проходят освидетельствование не позже трех месяцев. Должен сказать, что во многих регионах срок этот растягивается до одного-двух лет.
- Есть ли случаи, когда люди хотят «утяжелить» группу инвалидности, получить вторую вместо третьей или первую вместо второй?
— Таких случаев много. Мы предупреждаем, что проводим освидетельствование по всем нормативно-правовым документам, которые действуют на сегодня. Бывает, что в здоровье человека из-за хорошо проведенного лечения произошли позитивные изменения. В этом случае решение о группе инвалидности и уже степени ограничения способности к труду может быть абсолютно другое. Я бы посоветовал: прежде чем идти на освидетельствование, надо хорошо подумать.