И на Ставрополье будет сакура цвести
Тамара КоркинаСобытия культурной жизни
<В Ставропольском государственном музее–заповеднике впервые открылась выставка «Планета Япония», предоставленная Музеем восковых фигур и Японским домом Санкт–Петербурга.
Интерес к Стране восходящего солнца закономерен не только потому, что мода на нее не проходит уже много лет, но, в первую очередь, благодаря «инакости» японской культуры. Условия ее формирования – почти полная изоляция от внешнего мира, недостаток земли и владычество океана – отображаются в облике японского мифического чудовища, символическом воплощении антагонистического культа. Двуногий гигант с острозубым оскалом рептилии был воплощенным страхом японцев перед морем и всем, что могло выйти из него, включая корабли «гайдзинов» – иностранцев. Потерпевшие кораблекрушение у берегов островной Японии не могли рассчитывать на помощь. Если они добирались до земли, их ждала смерть – все чуждое немедленно уничтожалось. Добровольная изоляция японцев закончилась только в середине XIX века. Стереотипы, часто справедливые, нашего восприятия японцев, как сухих самураев, появились благодаря их поведению. Даже современный японец, у себя в доме ласковый и расслабленный, на людях по–прежнему готов к схватке с целым миром и защищен надежными доспехами церемоний и непробиваемой вежливости.
Комплексность выставки «Планета Япония» обусловлена стремлением показать все грани Страны восходящего солнца – от мифов и культурных особенностей прошлых веков до технических достижений последних лет. Для иллюстрации в зале демонстрируется видеоматериал – фильмы и мультипликация. На стендах игрушки, фотографии, детали интерьера, маски театра Кабуки, тканевые копии гравюр укие–э. Недалеко от входа расположился представитель популярного в Японии племени «манящих котов» (манэки–нэки) – фарфоровый котенок. По легенде, он привлекает посетителей, если поднята вверх левая лапка, удачу и деньги если поднята правая, и оберегает дом, если видны подушечки обеих лап.
Максимальное внимание в силу разных причин привлекает композиция восковых фигур, демонстрирующая обряд очищения души. Обряд проводился, если самурая ожидала битва, с которой он мог не вернуться, и заключался он в приеме пищи с обнаженного тела невинной девушки низшего сословия. Отношение самурая к девушке должно было быть таким же, как отношение человека к обычному столу: никаких желаний и эмоций – только в этом случае он считался очистившимся перед возможной смертью.
Мужчины надолго замирают у этой композиции, наверное, представляют, как очищается душа при такой трапезе. Впрочем, посетите «Планету Японию», проверьте сами.
Валерия ФЕДОРЕНКО.