И не забудьте про талон!
Валерий Манин- В милиции принимают заявления только от самих пострадавших граждан?
- Нет, не только. Сотрудники органов внутренних дел обязаны принимать устные и письменные заявления не только от граждан, но и от общественных формирований, учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц. Плюс подавать заявления наряду с гражданами России могут и иностранные граждане и лица без гражданства.
- Если я узнала, что готовится преступление, примут ли сообщение об этом?
- Конечно. А также люди могут сообщить о происшествиях, требующих проверяющих действий, авариях, несчастных случаях, пожарах, безвестном исчезновении граждан, стихийных бедствиях и других событиях, связанных с охраной общественного порядка. Заявления о преступлениях включают и явку с повинной, т.е. добровольное заявление человека о совершенном уголовно наказуемом деянии, сделанное работнику правоохранительных органов.
- Каковы элементарные требования к подаваемым заявлениям?
- В соответствии с требованием уголовно-процессуального законодательства письменные заявления, подаваемые гражданами, должны быть ими подписаны, а устные оформлены протоколом лицом, принявшим заявление. Сообщения о преступлениях от общественных формирований, организаций и должностных лиц принимаются в письменном виде. По фактам явки с повинной составляются протоколы.
- Сотрудник милиции отказался принимать от меня заявление. Он мотивировал это тем, что информации о происшествии практически нет и найти виновных невозможно. Это законно?
- Милиционер не прав. В органах внутренних дел не вправе отказывать в приеме заявлений, сообщений и прочей информации о преступлениях или происшествиях из-за недостаточности данных. Однако стоит отметить, что информация не должна содержать заведомо ложные сведения. И такой момент: заявления и сообщения о преступлениях принимаются независимо от места и времени их совершения.
- Буквально на днях мой брат заявил в милицию о том, что его ограбили. Когда и каких ждать результатов?
- По истечении трех суток, а в исключительных случаях – не больше десяти суток со дня подачи заявления должно быть принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; о передаче по подследственности или подсудности; об отказе в возбуждении уголовного дела.
- Какие есть права у заявителя?
- Излагать заявления не только на языке, на котором ведется делопроизводство в органах внутренних дел, но и на другом языке, которым владеет гражданин. Получать сообщения о решении, принятом по его заявлению. Обжаловать действия работников ОВД, связанные с принятием и рассмотрением заявлений, сообщений и пр., начальнику УВД, а также в прокуратуру и другие компетентные органы по своему усмотрению.
- Я подала заявление, вроде все подписала, а потом знакомые сказали, что мне еще какой-то квиток должны были дать. О чем речь?
- Скорее всего, о талоне, уведомлении, выдающемся каждому заявителю. Кстати, это очень важный момент. В этом талоне содержатся сведения о регистрационном номере вашего заявления, дате регистрации, кто принял сообщение и т.д. Корешок от талона остается в органах внутренних дел. Наличие талона означает, что ваше заявление зафиксировано соответствующим образом и хранится в милиции.
Если органами внутренних дел не принимается или не рассматривается ваше заявление, пожаловаться на неправомерные действия сотрудников милиции можно начальнику УВД, прокурору, главе администрации района.
Прокуратура Ставропольского края: Ставрополь, пр. Октябрьской революции, 9. Тел. 26-14-00.
Прокуратура Промышленного района: Ставрополь, ул. Лермонтова, 295. Тел. 35-80-40.
Телефоны
доверия:
ГУВД СК – 26-49-10. По субботам с 10.00 до 12.00 - 30-42-52.
УВД Промышленного района – 56-02-17, 56-01-86.
По материалам, предоставленным инспектором по взаимодействию со СМИ УВД Промышленного района Любовью Громенко.