И ничуть он не страшный!
Дмитрий КнязевКорреспондент «Вечёрки» проник в знаменитый дом с привидениями накануне начала его реконструкции, но так и не встретил ничего потустороннего
Восемьдесят восемь… девяносто… девяносто четыре… Какая же длинная улица. Ещё и подъём такой. Нет, я определённо старею. Девяносто восемь… да вот он, сотый. Трёхэтажное здание с облезлым фасадом, пустыми глазницами окон, обветшалое, фактически без крыши. Остатки былой роскоши в руинах. Но несмотря на это, в нём ещё осталось что-то зловещее. Недаром он носит такое жуткое прозвище. Да, именно он. Дом с привидениями по улице Комсомольской, 100.
Хотя к этому дому сейчас больше применимо не «именно он, тот самый», а «то, что от него осталось». Изначально он принадлежал некой грузинской княгине, по легенде – неотразимой красавице, и постоянно был полон гостей. В основном мужчинами, которые питали к княгине особую слабость. Сейчас же, полтора века спустя, особняк стоит на своём месте, уже полуразрушенный, пустой и даже какой-то жалкий. Первый этаж просматривается насквозь ещё с улицы, второго, равно как и третьего, этажа нет вовсе - от них остались лишь перегородки, поддерживающие когда-то потолок. Сейчас здание обнесено железным строительным и двухметровым бетонным забором. Вероятно, чтобы скрыть его от любопытных глаз. Но когда это такие мелочи, как забор, были преградой для голодных до ощущений? Итак, разбег, ногами в стену, руки цепляются за верх забора, подтягивание… И глаза уже с интересом рассматривают дворик, окружающий дом. Заваленный кирпичами, осыпавшимися сверху, пылью и разным мусором. Прыжок вниз – я на месте.
Пять шагов, разделяющих незваного гостя и вход, самые томительные. Нужно идти осторожно, всё внимательно осматривая и постоянно оборачиваясь: мало ли кто тут обитает кроме тебя. Миновав то, что раньше называлось входом, можно зайти в здание. Гнилые полы, кое-где уже сравнявшиеся с землёй, ободранные, с остатками нарисованных пентаграмм стены. Когда ходишь здесь один, сразу вспоминается вся куча информации, прочитанной накануне, о судьбе этого дома. Привидения, неупокоенные души отравленных мужчин, больница для туберкулёзников, многим послужившая последней пристанью, духи и тому подобное. Не сказать, что страшно, но и не домик у моря.
При детальном рассмотрении картина первого этажа вырисовывается следующим образом: большой холл, нечто вроде прихожей, пять отходящих от неё комнат. Довольно просторных, но в понятии современного человека - слишком тёмных. Окно есть не в каждом помещении. Есть и что-то среднее между кладовкой и комнатой - помещение примерно пять на два. В глубь него пройти, конечно, можно, но развернуться уже проблематично. Зачем оно нужно, я так и не понял.
Двигаюсь далее. Ещё одна комната с остатками стены. Почерневшее от пожара дерево понемногу осыпается, чуть не каждую минуту сбрасывая чешую опилок. От этого создаётся ощущение, что на этаже помимо тебя есть кто-то ещё. То же ощущение не покидает и во время движения по лестнице на второй этаж. Переступая с одной ступени на другую, постоянно слышишь треск предыдущей. Тянет обернуться и посмотреть, кто же твой спутник. А сзади никого. Хоть и скрипит лестница.
Второй этаж. Тут всё совсем грустно. Преодолев жутковатую лестницу и выйдя на второй этаж, становится ясно, что всё это сделано зря. Пол отсутствует как таковой, есть только сваи, поддерживающие стены. Но идти по ним и вовсе желания не возникает. В школу канатоходцев я, помнится, не ходил. Так что снова вниз, подробнее изучать первый этаж.
Прогулка по дому так занимает, что и не сразу замечаешь, как садится солнце и город постепенно погружается в вечерние сумерки. Вот когда надо приходить в подобные места – вечером, когда даже обычный ветер, сквозняком гуляющий по зданию, кажется чем-то зловещим и недобрым. Я смотрел фильмы ужасов, знаю, как это бывает. Спокойствие, можно двигаться дальше.
По второму кругу здесь ходить даже интереснее – начинаешь замечать детали, которые не бросаются в глаза при первом осмотре. Можно увидеть, что на полностью прогоревшей стене висит старая, но почему-то огнём нетронутая проводка. Шорох, преследовавший на лестнице, стал почему-то преследовать и в комнатах. А может, это всё-таки самовнушение? Вечер, пустой дом и тишина на улице всё-таки делают своё дело.
Ну а чтобы отвлечься от мрачных мыслей, можно пройтись по двору дома. Здесь, согласно одной из легенд, обворожительная хозяйка когда-то закапывала отравленных вином любовников. Да, отвлечься не получилось.
Как видно, у дома есть нечто вроде цокольного этажа. Это официально. На деле – подземелье, заваленное камнями, мусором и, непонятно откуда там взявшимися, листами пенопласта. Но ни там, ни на участке ничего страшного и повергающего в ужас обнаружено не было. Разве что нецензурные надписи, «украшающие» задние стены дома. Отвлекаясь от своих наблюдений, лишь через объектив камеры телефона замечаю, что вечер окончательно захватил власть над городом. Пора уходить.
Часовое путешествие по дому с привидениями даёт мне право подвести кое-какие итоги и даже выставить своего рода оценки. Охранная система – ноль. Перемахнуть через забор и пробраться на территорию – дело десяти секунд. Уровень «страшности» дома – 7 из 10. Несмотря на то, что от дома по большей части остались только стены, всё же шарм и зловещий вид он сохранил. Да и атмосфера внутри тоже недобрая. «Интересность» – восемь из десяти. Пусть он некрасивый, пусть обшарпанный, где только можно, но всё же это история. Прикоснуться к ней всегда интересно. Да и в старости будет что вспомнить. Ну а что касается привидений – не верьте. Нет их, и никогда не было. Проверено!