И поездка нелегка. Как вся наша жизнь...
Наталья Буняева«Водитель маршрутки Ашот, случайно заехавший на трассу «Формулы 1», выиграл гонку, успев подобрать по пути двух пассажиров»...
Анекдот, конечно... Но, «отбыв» сегодня «народным трибуном», долго не могла прийти в себя: столько камней летело в этот дурацкий вид транспорта, да и в меня тоже, что до сих пор в ухе звенит: ну нельзя заставлять народ жить в скотских условиях! Даже если «по деньгам» это выгодно! Народ (хоть и сам не всегда хорош, но весьма «мудёр»), он как-то же чует правду...
Кому нужны бабки?
Итак, мы начинаем. Звонить начали за день до часа икс. Антонина Тимофеевна, пенсионерка (оставила телефон): «Я живу в районе цирка. Сорок лет отработала в строительстве, и вот тебе на! Старость пришла... А вместе с ней и проблемы. Уехать куда-то бабушке непросто: надо к доктору или за продуктами... И что? И все: в маршрутку не пробьешься — место у нас такое. Водители натурально матерятся! Они ненавидят нас, пассажиров! Особенно стараются радиолюбители: радио на полную мощность! И поехали под дым его сигареты. Устали так жить, обидно, поверьте: уж взяли бы нас, стариков, собрали куда да перестреляли. Не нужны мы обществу, обуза мы... А ведь работали, пользу приносили».
Неприятно читать? Дальше еще хуже будет Сергей, ставропольский строитель: «Кто надоумил их (водителей) повесить «бухты» билетов? Кто их отрывает? Для чего это делается? И, понимаете, сидит же кто-то, проверяет, время на это убивает! Какие билеты?! Перед женой разве отчитаться... Вот и вся польза».
Борис Иванович, инженер: «В старых маршрутках «переварены» сиденья: чтобы содрать хоть какую копейку, водители старых авто уплотняют количество посадочных мест. Очень интересно бывает сидеть почти на коленях у какой-нибудь женщины... А еще раздражает вечное запасное колесо под первыми сиденьями! Я высокий, хоть и старый и гимнастикой занимался, но ноги девать в таком случае некуда: сижу, как кузнечик, в три погибели».
Черные занавески и хорошая музыка...
Леда Шаталова, наша постоянная читательница и участница дискуссий: «Полностью согласна! Больше предпочитаю автобусы. Входишь в маршрутку: как червяк втискиваешься в узкую дверь. В салоне полутьма: на окнах то черные занавески, то синие... Водители курят! И как часто маршрутки мешают общественному транспорту: шныряют по дороге влево-вправо. Для них нет правил».
Валентина Алимова-Новикова предлагает как-то согласовать с «маршрутным» начальством «репертуар» транслируемых мелодий: «Ну есть же у нас хорошая музыка, спокойная, бардовская, классика, да много музыки — человек будет ехать на работу под хорошие мелодии, и день у него будет начинаться хорошо. Я представляю Академию здоровья Василия Скакуна — мы можем собрать такую хорошую фонотеку и передать маршрутчикам».
К этому присоединяется и Ирина Меркулова: «Песни нужны хорошие, про то, что утро встречает прохладой! А не про поход по этапу. Мы должны настраиваться на хороший день!».
Это что касается музыки. А ведь в основном звонил народ и буквально вопил: нет больше сил!
Вот моя тезка, Наталья: «Я иной раз как в другую страну попадаю... Как водители себя ведут: про бесконечные переговоры по телефону можно не говорить — в полный голос, и без конца бла-бла-бла... Никакого уважения к пассажирам! И полиция почему-то этого не видит вообще! Каким образом она глаза закрывает на вопиющие нарушения правил дорожного движения?».
Лариса Д. вторит: «А нас вообще за людей считают? Телефон в ухо, и давай трещать всю дорогу: Рафик едет сзади, Вовик спереди! У меня в салоне двести рублей сидит, надо пропустить пару машин... Да что же это такое? Откуда такое неуважение: не людей считать, а те возможные деньги, что они сейчас заработают? У них, водителей, все люди по 16 рублей или расценки разные? Ужас какой-то...»
Дали автобус
Ася Константиновна, на Мамайке живет: «Просили власти: дайте нам нормальный автобус! Дали. Только он почему-то «час пик» пропускает, приезжает, когда народ, чертыхаясь, уже уехал. Давясь в маршрутках! А потом уже автобус пыхтит: здрасьте!»
Досталось и пассажирам. Вернее, пассажиркам. Нина Юрьева, работник образования, как и многие, возмущается: «Пока доедешь до места, все узнаешь: кто, с кем, как и когда! По телефону орут во весь голос, не стесняясь! Да не надо нам все это знать! Сами разбирайтесь, не в присутствии чужих людей! Это же отвратительно: слушать поневоле про продажи квартир, про измены и прочее. А приходится! А еще вот: они , пассажиры, набиваются под завязку. Но если водитель — хозяин машины, ее капитан, почему не просит «лишних» покинуть салон? Потому что ему это выгодно: ничего себе — шесть человек стоит, согнувшись. Это ж лишняя сотня рублей! Надо выработать специальный кодекс, что ли? Правила такие: вошел в маршрутку - выключай телефон! Не мешай народу своей болтовней, водителю тоже не мешай! Хотя у того тоже телефон к уху прилип: все координируются, как бы у них лишнюю копейку кто не отнял... Хамство рулит, а не водитель».
Заморский гость такого не встречал...
А вот рассказ Натальи: «К нам приезжал гость из Бельгии. Боже, как нам было стыдно! Он из маршруток не вылезал, сам ездил, хоть ни бельмеса по-русски! Его все забавляло: что мы, как «джипси» (цыгане), живем — толкаемся в этом странном транспорте, ругаемся, по телефону орем... Обидно было: каждый вечер звонил домой и отчитывался, что он еще узнал новенького о России. Смеялся в открытую над всем этим ужасом маршруток. Хорошо, что уехал... Но делать что-то надо! Почему не создаем вокруг маршруток соответствующую атмосферу, чтоб либо как-то окультурить, либо закрыть всю эту лавку!».
Елена К.: «Никогда не забуду: мы с мамой ехали по Пирогова. Так водитель, чтобы обогнуть пробку, поехал на огромной скорости через стоянку машин у бывшего тогда магазина «Семья»! Он так вывернул машину, что она вылетела на встречную полосу, чуть не столкнулась с легковушкой. А там в салоне были дети. И мы тоже летали по салону: мама разбила голову, люди кричали на водителя. А он как ни в чем не бывало довез нас на рынок... От полной растерянности не смогли запомнить номер машины, помню, что водитель был уже не молодой, рыжий такой... Теперь стараюсь в этот вид транспорта не входить, лучше пешком или дождаться автобуса».
Лев Михайлович Бозин: «Тысячу раз солидарен! Я хочу, чтобы все эти безобразия прекратились! Если бы все так же, как «Вечерка», боролись с несправедливостью, как было бы хорошо! Я стараюсь пешком ходить, но иногда вынужден ездить на этом транспорте. Кстати, откуда столько старых, разваливающихся машин? Их со свалки собирают, лишь бы ездили? Скрипит всеми «суставами», но едет! Кто проверяет?».
О хорошем, но мало
В общем, все понятно. Можно до бесконечности обсуждать эту тему: слаще не станет. Мы так и будем давиться по утрам, материть пассажиров, песня про сокола, летающего по лагерям, так и будет высверливать мозг в одном случае: если мы вместе не возьмемся и не исправим ситуацию. Не услышат сейчас - еще напишем... Не проблема.
И, кстати, ВСЕГО ДВА хороших отзыва: «У нас маршрутка №3 ездит часто. Я не знаю имени водителя, но, честно, завидую всем, кто с ним общается: всегда причесан, как будто только что из парикмахерской. Красивый, аккуратный, вежливый: всегда подождет, пожелает счастливого пути и хорошего дня. Видно, что с машиной возится много, но руки всегда чистые. Семечки не грызет и по телефону не болтает. Всем бы так...» И вот еще: «Я часто езжу с водителем, у которого под лобовым стеклом лежит Библия. Маршрутка из старой серии, но всегда чистенькая, водитель вежливый и как-то не заметно, чтобы он был из тех, кто за деньги продает совесть».