И снится дубу страшный сон…

Тамара Коркина

Как-­то директора «Горзеленстроя» Галину Ивановну Селеменеву пригласили выступить на Совете безопасности. Тем самым подчеркнули, что город волнуют не только террористы, закрытые чердаки и подвалы, а нечто такое, что связано с красотой.

Почему портится настроение

Как сформулировала сама Галина Ивановна, с «созданием комфортной эстетической среды». А уж больше, чем «Горзеленстрой» и его директор, этой красоте в городе мало кто привержен. Мы и любуемся, и гордимся роскошными цветниками, причудливыми аллеями, не забывая при случае подчеркнуть, что таких в России больше нигде нет.

Галина Ивановна посвятила свое выступление видеоэкологии, есть теперь и такая ветвь науки. Ею сегодня занимаются экологи, психологи, врачи, архитекторы, дизайнеры. Кто из нас, торопясь, скажем, в гости или просто гуляя по улицам, не удивлялся внезапному перепаду собственного настроения? Вроде все было хорошо – и вдруг возникла какая­то обеспокоенность, тревога, раздражительность. А причиной могло быть то, что мы попали, выражаясь языком ученых, в «гомогенное», или «агрессивное», поле. То есть глаз натолкнулся на голые стены из бетона и стекла, глухой забор, слепые окна на плоских стенах домов. А может, один за одним пошли рекламные щиты, сплошь из утомительных для зрения прямых линий, углов, квадратов и замысловатого текста.

— Пример агрессивной среды — участок объездной дороги от улицы Доваторцев до проспекта Кулакова, — говорила Галина Ивановна. — Расположенные здесь один за одним громадные рекламные щиты, скорее всего, не упадут. Но, нависая над дорогой, они вызывают у нас чувство опасности, незащищенности.

А как вам такой подход? Многочисленные рекламные щиты значительно увеличивают количество металлических поверхностей в городе. А это ведет к тому, что летом увеличивается инсоляция, температурный режим меняется. Такое явление может очень даже негативно сказаться на общем микроклимате городской среды.

Щиты, объявившие войну деревьям

Сегодня заполонившие город рекламные щиты вызывают у озеленителей чувство глубокого отчаяния и обыкновенного человеческого недоумения.

— Представьте, одна компания прислала нам письмо с требованием убрать дерево, поскольку оно мешает обозрению рекламного щита. Перевернутое сознание, что еще скажешь? В городе уже давно идет противостояние «щит и дерево», ведется негласная война, в которой погибает дерево, потому что оно живое.

Директор «Горзеленстроя» достает поистине скорбный список:

— По улице Лермонтова, в районе Краснофлотской, компания «Регион­Медиа» переломила пополам две липы, которые мешали рекламному щиту. Теперь одна половина деревьев валяется сухая, другая дает побеги, а в результате липы выглядят жалко и уродливо. Примеры своевольного и беспардонного отношения к деревьям можно приводить бесконечно. По улице Доваторцев, в районе торгового центра, компания «Би­План» тоже спилила две липы рядом со своим стендом. У нас идет аллейная посадка вдоль всей улицы, и вдруг такая проплешина.

Ставя стенды, люди не учитывают, что деревья растут, и расправляются с ними на свой лад. Эта же компания весной изуродовала три каштана перед улицей Шпаковской. Оправдания в таких случаях мы слышим просто смешные: прораб не понял, рабочий проявил самодеятельность. По улице Ленина, 436, — Социалистической срезан каштан, у магазина «Алмаз» спилен дуб, по Ленина ­ Зоотехническому срублена ель, по Ленина ­ Артема изуродована липа, и нет конца таким перечислениям! Там, где разворотный круг Ленина ­ Доваторцев, рекламные щиты идут практически сплошным забором, вдоль дороги, закрыв красивые ели и создавая им некомфортные условия для произрастания.

И еще такие картинки. На углу улиц Ленина ­ Артема рабочие «Горзеленстроя» высадили днем рассаду, которую, надо сказать, нянчили с января в своих оранжереях. На другой день пришли довести дело до конца, а на месте цветника установлен щит. Земля раскурочена, рассада валяется где попало. Или по Доваторцев, от Тухачевского до 45­й Параллели, на разделительной полосе высаживается липа. И тоже: мастер утром приехала, саженец выдернут и брошен рядом, а яма залита раствором под щит. Такая же история приключилась на газоне (угол Артема и Дзержинского). Днем женщины высадили рассаду цветов, а ночью проворные люди установили здесь щит.

— Мы потребовали все привести в порядок — никакой реакции. Пришлось оставить этот угол, они победили. Мы вообще часто проигрываем, потому что работаем днем и сезонно, весной­осенью.

А реклама устанавливается круглосуточно и круглогодично. Часто щиты устанавливаются ночью, ночью же уродуются деревья, — рассказывают работники «Горзеленстроя».

Плюс человеческое коварство

Мы уже много чего из «рыночного» пережили: торговлю на стадионах, засилье разномастных киосков, горбатые, неизвестно каких времен, автобусы на улицах. Переживем и рекламные щиты. Совсем недалек тот час, когда производители, свои и зарубежные, придут к выводу, что от «фанер» отдачи ноль, а может, учитывая российскую душу, даже и минус. За рубежом от такой лобовой эзоповской рекламы, когда «и кто его знает, на что намекает», давно отказались.

Уйдут щиты с улиц – это однозначно. Но, к сожалению, уйдут, как уходят войска с поля брани, оставив после себя сожженную землю, окопы и ухабы.

Озеленители сейчас криком кричат: деревья около щитов и сами по себе гибнут, не выдерживая соседства с металлом и бетоном, и с помощью человеческого коварства. Как только не расправляется человек с деревом ради своей корысти! И инъекции делает, и подкольцевание, и корни подтравливает, лишь бы извести «конкурента».

Как­то в районе «Водоканала» аллею из каштанов на протяжении тридцати метров варварски обкорнали. Объяснили это тем, что из­за большой зеленой кроны уменьшился обзор рекламного щита.

К сожалению, установку щитов с «Горзеленстроем» никто не согласовывает. Иногда приходят ради формальности — «Вы подпись просто поставьте, щиты уже на месте».

Горзеленстроевцы мечтают об абсолютно сегодня несбыточном: о ежегодном пересогласовании щитов, поскольку за это время становится видно, как дерево реагирует на металлобетонного соседа.

Потомки «спасибо»
не скажут

Но ухабы, проплешины, погибающие деревья — это видимая часть айсберга. Есть еще и глубинная.

— Когда мы приступили к озеленению круга транспортной развязки около Старомарьевского шоссе, то столкнулись с совершенно неожиданным: на участке обнаружилось семь громадных бетонных глыб. Поднять их можно было только краном, а помимо этого предстояло еще и вывезти их, реанимировать землю. Рекламщики со своей прибылью ушли, а бетон в земле остался, — рассказывает Галина Ивановна. – И такой обезображенной земли сейчас в городе очень много. Мы столько бетона вогнали в землю, что жалко наших потомков. Что мы им оставим? Забитые бетоном бесценные участки городской земли?

Конечно, без рекламы в рыночной экономике никуда, она и нужна, и полезна горожанам. Только — грамотная, цивилизованная, воспринявшая тональность и культуру города. Это может быть достигнуто только общими усилиями власти, градостроителей, архитекторов, дизайнеров, художников, озеленителей, горожан. Город наш — живой, зеленый, красивый, теплый. И то, что рассказывают озеленители, уйдет из его памяти и с его улиц как страшный сон. Сон, приснившийся на заре дикого капитализма.

tkorkina@vechorka. ru

Фото Юрия РУБИНСКОГО.



Последние новости

Все новости

Объявление