И снова — о газовом тупике

Так где проходит граница?

Мы – жители частных домовладений города — имеем свой «газовый тупик». Он — в навязанной нам границе уличных подземных газопроводов – вводов к нашим домам, которые с 1960 года находятся на балансе Горгаза. Почти десять лет назад, в одностороннем порядке нарушив договоры с потребителями, «Ставропольгоргаз» сбросил со своего баланса их техническое обслуживание. Теперь предприятие ежегодно начисляет и взимает плату за услугу, которая, как пишут читатели «Вечернего Ставрополя», сводится в основном «к обмыливанию».
На наш взгляд, на сегодня крайне необходимо в законном порядке определить внешние границы: где заканчивается собственность горгаза и где начинается собственность потребителя. Жителей и многоквартирных домов, и частных владений сейчас больше всего интересуют вопросы: кто должен платить за техобслуживание внешних газовых сетей, входит ли техобслуживание в розничную цену газа?

Кто собственник — тот и платит

Перед нами — разъяснение ОАО «Ставрополькрайгаз», опубликованное в СМИ. В нем говорится, что включение в состав розничной цены на газ для населения расходов на содержание газопроводов зависит от того, кто является их собственником. Затраты на содержание газораспределительных сетей, принадлежащих ГРО на праве собственности или ином предусмотренном законом праве (баланс, аренда, и т. п.), в розничных ценах для населения учитываются. А техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования, находящихся в собственности населения, должно оплачиваться отдельно от оплаты потреблённого газа.
Поскольку наружные газопроводы находятся на балансе (считай, в собственности) «Горгаза», мы должны оплачивать техническое обслуживание только внутридомового газового оборудования.

Договоры как безоговорочная данность

Безусловно, необходимо подписание отдельных договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, что отвечает требованиям Правил и постановления Правительства РФ № 547 от 21 июля 2008 года.
К сожалению, потребителям, проживающим в частных домах, договоры навязывают как безоговорочную данность. При несогласии с условиями отсылают согласовывать в суде общей юрисдикции. Однако не каждый собственник частного дома, особенно старые одинокие люди, в состоянии затевать судебную тяжбу по согласованию договоров.
Как мы знаем, организациям, обслуживающим многоквартирные дома, горгаз в предлагаемых проектах договоров навязывает под вывеской внутридомового газового оборудования — ВДГО — «Техническое обслуживание наружных стальных газопроводов, арматуры и сооружений». Потребителям же частных домо-владений предлагается «Договор технического обслуживания газового оборудования газопроводов».
Под этой формулировкой в договоре пунктом 3.1.2 замаскировано условие: «Исполнитель (горгаз) выполняет работы согласно графику в установленный нормативный срок, который указывается в приложении к настоящему договору». В переводе это означает, что потребитель газа частного домовладения согласен с новой услугой и кроме технического обслуживания ВДГО будет дополнительно оплачивать техобслуживание уличного газопровода. Оно выполняется по графику конторы с периодичностью 24 раза в год с 8 до 21 часа. В платёжной квитанции за техобслуживание внутридомового газового оборудования значится «Граница балансовой принадлежности – от места присоединения потребителя к распределительному газопроводу». Невооруженным глазом видно, что предлагаемые договоры разработаны с грубыми нарушениями Правил, преследуют односторонние выгоды и, главным образом, с целью протащить под крышу технического обслуживания ВДГО содержание наружных газораспределительных сетей. Возникает вопрос: если такие деяния законны, то зачем маскировать их?

Обходы «с обнюхиванием»

По своему определению внутридомовое и наружное газовое оборудование несут разное смысловое значение и содержание. Они несовместимы ни по объёму работ, ни по их способам, ни по периодичности их выполнения. Так, техобслуживание ВДГО включает разборку, чистку, смазку, сборку, регулировку и ряд других операций. Оно проводится 1 раз в год. Наружное техническое обслуживание выполняется путём обходов «с обнюхиванием» (от названия детали – «нюхательная трубка»). Нам говорят: «Периодичность обходов подземных газопроводов устанавливается техническим руководителем газораспределительной организации, но не реже 1 раза в месяц». Стоимость каждого обхода умножается на их число — получается приличная сумма.
Однако, согласно постановлению главы г. Ставрополя № 618 от 27.02.09 г., утверждена периодичность обслуживания ВДГО и задвижек на фасадном газопроводе многоквартирных жилых домов – 1 раз в год. («Вечерний Ставрополь» № 42 от 11.03.09 г.)
В целом внутридомовое оборудование с наружным имеют только общую точку соединения – это и есть граница собственности (балансовой принадлежности). Она и определяет зоны ответственности за безопасную эксплуатацию газового оборудования и газовых сетей потребителей ОАО «Ставропольгоргаз».
Мы считаем своим долгом просить руководство ОАО «Ставрополькрайгаз» разработать и предложить потребителям публичный договор «Технического обслуживания внутридомового газового оборудования».

А где рынок и конкуренция?

В стране рынок, а у нас на рынке предоставления услуг по техническому обслуживанию и особенно по ремонту газового оборудования только ОАО «Ставропольгоргаз». Должны быть альтернативные структуры, которые могли бы проводить, скажем, такие работы, как замена старых отопительных котлов на современные, более экономичные. Сейчас оказание таких услуг обставлено монополистом обременительными условиями, неподъёмными для пенсионеров и малообеспеченных граждан.
Здоровое конкурентное соперничество приблизило бы региональную отрасль к рынку, особенно в период экономического и финансового кризиса. Оно бы снизило ценовой беспредел на рынке услуг.
На сегодня горгаз утвердил свой «прейскурант», и под заголовком «Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования» опубликовал «договорные цены» («Вечерний Ставрополь» № 13 от 27.01.09 г). Непонятно, кто и с кем договаривался. Договорная цена вызова слесаря – 91,34 рубля (в прошлом году – 40 рублей), непосильный труд слесаря (отвернуть две гайки) по демонтажу счётчика на поверку – 264 рубля, а установка его после поверки уже 380 рублей. А стоимость технического обслуживания внутридомового и наружного газопровода в этом году увеличилась более чем в два раза.
А работа районных эксплуатационных служб, призванных качественно выполнять работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования? Пока она сводится к минутному осмотру с обмыливанием кранов и сбору денег за невыполнявшиеся работы.

Чтобы избежать бед

А чтобы не было бед с взрывами бытового газа, надо, на наш взгляд, возродить забытый опыт закрепления участковых слесарей – газовиков, надзирающих за внутридомовым газовым оборудованием. В каждом доме, в квартире должен быть специальный журнал учёта выполняемых работ при техобслуживании ВДГО слесарем и устранения неисправностей.
Непременно должно быть гарантийное обязательство по бесплатному устранению неисправностей в межосмотровый период.
Это повысит и ответственность потребителей, исключит их самовольное «творчество». При этом каждый будет знать своего участкового слесаря в лицо. Двусторонняя связь позволит избежать случаев отказа в допуске его в жилое помещение.
Мы очень надеемся на конструктивный деловой разговор со «Ставропольгоргазом» и рассчитываем получить мотивированный ответ на наши доводы на страницах «Вечернего Ставрополя».

Жители проезда Молодогвардейского: председатель уличного комитета Г. Ванесян, участник ВОВ Ф. Худобин, ветераны труда З. Роженкова, Е. Волков, В. Десятов, П. Ковалёв.



Последние новости

Все новости

Объявление