И снова — про тарифы и платёжки
Тамара КоркинаГородской Совет ветеранов ВОВ, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов провел пленум, посвященный животрепещущей теме — новым тарифам на коммунальные услуги и проблемам ЖКХ.
Рост — почти вполовину
Выступивший с докладом председатель Совета Виктор Козаченков злободневность и актуальность темы подтвердил такими цифрами: за девять месяцев прокуратура Ставропольского края выявила 2900 нарушений законодательства в важной для всех сфере. В администрацию города по вопросам эксплуатации и ремонта жилищного фонда поступило 244 жалобы.
В качестве иллюстрации роста тарифов и в целом платежки за сентябрь Виктор Александрович взял свою квартиру. Ее жилая площадь — 44,6 кв. м, общая, включая два балкона по два кв. м, — 64 квадратных метра. Батарей на балконах нет, их никто не отапливает, однако плата берется за отопление 64 кв. м. В целом стоимость платежки по квартире, подсчитал Виктор Александрович, за сентябрь увеличилась на 47 процентов. По стоимости с января по сентябрь на 340,7 процента выросла строка «текущий ремонт (резервный фонд). Если учесть, что в доме 3200 квадратных метров жилой площади, то за год по этой строке жильцы заплатят 200 тысяч рублей. Деньги на текущий ремонт собираются, а нижняя разводка труб, канализация как были, так и остаются старыми, заложенными 32 года назад.
Пафос доклада как бы раздваивался. С одной стороны, управляющие компании творят что хотят, не особо считаясь с нанявшими их собственниками квартир. С другой — и самим жильцам надо быть предельно внимательными при заключении договора, анализировать каждую цифру и каждую позицию в нем, добиваться выполнения написанного.
Люди должны знать свои права и добиваться их реализации, подчеркнул докладчик. Например, Роспотребнадзор запрещает взимать плату за пломбировку внутриквартирных приборов учета расхода ресурсов, она должна производиться бесплатно. А что на деле? «Я обратился 19 октября в УК-6 с просьбой опломбировать мне водомерные счетчики, а с меня и главный инженер, и директор в один голос запросили 152 рубля». Аппетит монополистов не снижается, несмотря на бесконечные жалобы населения. Например, с жильцов трехэтажной «хрущевки» № 4 по улице Семашко МУП «Водоканал» запросил за установку общедомового водомера 40 тысяч рублей, а УК-16 за такую же работу берет 14 тысяч.
Или взять ОАО «Ставропольгоргаз». Виктор Александрович сначала поблагодарил эту организацию за то, что она делает поверку и обслуживание газовых приборов в квартирах и домовладениях ветеранов ВОВ бесплатно. Но… Откуда берутся баснословные цены за установку газового счетчика? Например, ветеран ВС, проживающий в многоквартирном доме 328 по улице Мира, купив счетчик за 1650 рублей, отдал за его установку 8154 рубля. А всего работы на считанные минуты — две соединительные гайки. В акте же чего только не написано: перепланировка, изменение конструкции и так далее.
А кто видел у проверяющих герметичность газовых коммуникаций такой прибор, как газоанализатор? Никто. Главный прибор - это помазок и мыльный раствор (из зала — мыло у нас просят!). Между тем этот труд оценивается в 266 рублей плюс около 2000 рублей за вызов. Эта тема затем будет звучать в выступлениях участников пленума — откуда несоизмеримость цен? Терапевт высшей квалификации берет за прием около 200 рублей, а газовик с помазком - больше 2000 рублей.
Бережем или расплачиваемся неизвестно за что?
Сегодня говорить о ЖКХ — все равно что толочь воду в ступе. И год назад, и два, и три боль была все та же.
Выступавшие участники пленума недоумевали: почему такое важное в стране дело, как энергосбережение, пошло задом наперед, и, похоже, процесс этот принял необратимый характер? Сейчас энергосбережения нет, есть оплата населением пролоббированного на федеральном уровне интереса монополистов. А им чем больше потрачено этого самого ресурса, тем лучше. Выступивший Евгений Середа подчеркнул, что в сфере ЖКХ государство не выполняет обязанностей перед своими гражданами. Скажем, приватизация жилья прошла без его капитального ремонта, хотя закон требует приведения домов в порядок.
— Нам говорили: поставьте индивидуальные приборы учета — и будете платить только за потребленное лично вами. Это и есть экономия ресурса - когда его бережет каждый. Сейчас при установке общедомовых водомеров приходится платить в полтора-два раза больше, люди не знают, какой счет им принесут завтра. Особенно непонятно то, что в большинстве домов никакого расхода воды на места общего пользования нет. Да и что такое места общего пользования — до сих пор нам непонятно. Известно также, что наши дома непригодны для установки и эксплуатации общедомовых приборов учета. Показания даются в разное время, кто в отпуске — мы за них платим. Люди ждали улучшения, а с каждым годом ситуация в ЖКХ становится все хуже.
Людмила Гусева акцентировала внимание на том, что контролировать управляющие компании практически невозможно, это частные фирмы, созданные для извлечения прибыли. И без помощи городской и районных администраций навести порядок просто невозможно. Сейчас в оплате коммунальных услуг много абсурдного. Скажем, УК в каждый метр площади закладывает оплату аварийных работ — по воде, свету, теплу. Была авария или нет — все равно плата берется. Это неправильно и несправедливо. Брать надо за фактические работы. «Мы решили установить электросчетчик — с нас запросили 20 тысяч. Изучили смету, а там работы, которых не производили. Все смотрят на население как на дойных коров, стараясь урвать как можно больше».
Что ждать дальше?
С резкой критикой властей выступил Владислав Останькович, заявив, что руководители не выполняют возложенные на них обязанности. Хотя сейчас есть надежда — в руководстве городом и краем появились новые люди.
Надежда Шинкаренко, старшая дома в северо-западе, посетовала, что два года назад поставили в доме прибор учета тепла, но почему-то без терморегулятора, что сводит на нет все усилия по экономии. Проживающих в многоквартирных домах федеральные законодатели объединили в колхозы, в коммуны с единой ответственностью за потребленные ресурсы. «Я, старшая, прихожу в квартиру посмотреть счетчики, а меня не впускают. И представителя «Водоканала» не пустили. Проблем очень много, все они для жильцов неподъемные. Квартиранты, плохая работа участковых, безучастность налоговиков, которых не беспокоят утекающие доходы, за все отвечают жильцы. Как нам жить, как выжить? Надо энергичнее спрашивать с наших служб, которые занимаются ЖКХ в администрациях города и районов».
Следующий выступающий — Василий Демин:
— Нас агитировали за рыночную экономику, за конкуренцию, убеждали, что цены станут ниже. Но мы видим, что в очередной раз произошел чудовищный обман народа. И вся реформа ЖКХ носит антинародный и антигосударственный характер. Сейчас разработаны такие нормативы и формулы расчета потребления коммунальных услуг, что я, имея два высших образования, в том числе экономическое, не могу разобраться. Мы должны знать, за что платим. Власти надо вести разъяснительную работу — что нас дальше ожидает. Мы живем с чувством, что ничего хорошего. Надо создать при нашем совете народный контроль.
О том, что комитет городского хозяйства старается сейчас выстроить свои правила игры, рассказал заместитель руководителя комитета Олег Ананников. По его мнению, платежи необходимо снижать за счет мест общего пользования. Все должны работать сообща — старшие, представители УК. Должны быть качественные договоры — сейчас идет разработка примерной формы.
… Вот такие вопросы от имени горожан подняли ветераны. Надо сказать, что примерно об этом же они говорили и год, и два назад. Говорили с отчаянием, возмущением и неприятием того, как ведется реформирование в сфере коммунальных платежей.