И снова — про тепло
Тамара Коркина На дворе, как говорят синоптики, было аномальное для этой поры тепло, страсти по поводу отопления многоквартирных домов на время приутихли. Скорее всего, до первых серьезных холодов. Но и те, которые уже случились в ноябрьские дни, оставили много вопросов. Напомню письмо жильцов дома 12/3 по улице Бруснева «Кто обогреет?», опубликованное в «Вечернем Ставрополе» 11 ноября. Одним из виновников неприятной ситуации авторы письма называли нашу традиционную «Теплосеть». Руководство «Теплосети» на публикацию отреагировало незамедлительно. В «Вечернем Ставрополе» последовало разъяснение главного инженера ОАО «Теплосеть» Виктора Мастепаненко. Его суть — « Теплосеть» не имеет к аварийной ситуации в доме 12/3 по Бруснева никакого отношения, она вообще три года назад ушла с рынка по обслуживанию внутридомовых систем. Предприятие призвало управляющие компании, ООО «Внутридомовые тепловые системы» Промышленного района не прикрывать свои недоработки и огрехи «Теплосетью».
В свою очередь, эта публикация вызвала протест директора ООО «Внутридомовые тепловые системы» Дениса ДЕРГАЧЕВА, пожелавшего встретиться с журналистом и изложить свою точку зрения.
— Денис Геннадьевич, давайте начнем с того же — с дома 12/3 по Бруснева. Кто же все-таки виновник того, что в ноябрьские холода люди остались без тепла?
— Как только вышло постановление главы Ставрополя о начале с 22 октября отопительного сезона, во всех 484 обслуживаемых нами в Промышленном районе многоквартирных домах был произведен пуск в эксплуатацию систем центрального отопления. На это нам понадобилось двое суток.
Во время подготовки к работе в отопительный сезон на всех системах нами были установлены дросселирующие устройства. Расчеты предоставила ОАО «Теплосеть», ее же представители опломбировали устройства с оформлением актов на установку. На все дома у нас есть акты готовности. Хочу подчеркнуть, что «Теплосеть» не подписывает их до тех пор, пока мы не промоем систему отопления в доме до полного осветления воды.
Период пусконаладочных работ продлился до 27 октября, в нашу ремонтно-аварийную службу поступило от жителей 713 заявок о недогреве радиаторов, стояков, полотенцесушителей. Чаще мы удаляли воздух с заменой воздухоотводящих устройств (кран Маевского).
По дому 12/3 по Бруснева события развивались так: 4 ноября из дома поступает заявка на течь радиатора. Едем, выполняем работы, жалоб больше нет.
Но 6 ноября в этот дом после 18 часов заходит работать «Теплосеть», для каких целей — нам никто не сказал. Потом узнаем, что работники «Теплосети» заменили опломбированную ими же дроссельную шайбу. А поскольку поменяли на меньшего размера, то тепло в дом перестает подаваться в нужном объеме, прекращается циркуляция, как мы говорим, дом останавливается. Следующие два дня он был вообще без отопления. Почему сотрудники «Теплосети» самовольно зашли в теплоузел, поменяли шайбу на меньшего диаметра, мы до сих пор не знаем.
Потом, 9 ноября, мы вызвали представителей «Теплосети» и вместе с ними поставили дроссельную шайбу того диаметра, который и был прежде. После этого в дом пошло тепло.
— Вы знаете, что газета провела «Народную трибуну», дав горожанам возможность оценить начавшийся отопительный сезон и рассказать о своих проблемах. Много жалоб было с Ботаники, Осетинки. Вы можете объяснить, почему?
— Мы запустили тепло, система начала работать, циркуляция нормализована, задвижки открыты, теплоноситель доходит до батареи и уходит обратно — все, наша работа выполнена.
И вдруг система отопления в большинстве домов перестает функционировать, тепло или не подается вообще или подается плохо. Начинаем разбираться — в систему попал воздух, образовалась воздушная пробка. Откуда взялся воздух? Из системы магистрали и котельных. Сотрудники «Теплосети», выполняя ремонтные и профилактические работы в межотопительный сезон, запустили в систему воздух. Но они его не стравливают, хотя это входит в стоимость тарифа, экономят средства, запускают воздух в дома. И мы вместо того, чтобы выехать на запуск один-два, выезжаем на отдельные дома по 10—15 раз. Между тем каждый выезд экипажа стоит больше двух тысяч рублей.
Дальше. К нам 27 октября приходит телефонограмма, в которой сообщается, что «Теплосеть» отключает системы теплопотребления жилых домов 13, 15, 17, 21 по улице Васильева в связи с проведением ремонтных работ на наружных сетях.
Дома встали, что там делает «Теплосеть» — нам не сообщают. Бесперебойная подача тепла в дома прекращается, системы отопления опять наполняются воздухом. Наладкой занимается наше предприятие, мы выполняем не заложенные в стоимость работы, неся при этом убытки.
28 октября ОАО «Теплосеть», опять-таки по неизвестной нам причине, проводит оперативное переключение тепловых сетей на Ботанике от котельной РК-1 к котельной по Пржевальского, 15. Мы об этом узнаем позже, нас просто не информируют. «Теплосеть» вроде бы работает на своих сетях, а крайними оказываемся мы. Также значительная часть потребителей тепла Северо-Западного микрорайона переключается с котельной на котельную. Как выяснилось позже, во время ремонтных работ проходило слитие теплоносителя из части магистрального теплопровода диаметром 500 мм с последующим заполнением холодной водой, а не теплоносителем. При обратном переключении тепловых сетей происходит массовое завоздушивание систем центрального отопления высотных домов. То есть вся Ботаника, дома северо-западной части остаются без тепла, идут многочисленные жалобы жителей во все инстанции — нет отопления по стоякам, радиаторы едва теплые. А мы бегаем, ищем воздух, стравливаем его.
— «Теплосеть» — традиционный поставщик тепловой энергии, авторитетное предприятие с огромным опытом работы в своей отрасли. Почему происходят такие неувязки?
— У нас подписан договор взаимодействия аварийно-диспетчерских служб. Но… Двери предприятия для нас сейчас закрыты, партнерства не стало.
«Теплосеть» хотела быть субподрядчиком, обслуживать внутридомовые системы. Но те цены, которые были предоставлены управляющим компаниям Промышленного района, оказались в два раза больше наших. Сегодня на этом рынке мы будем предлагать другое качество и другие цены, чем «Теплосеть». Мы готовы взять на себя обслуживание социальной сферы.
— Как молодое предприятие вы вряд ли можете похвалиться высокопрофессиональными работниками.
— Как сказал главный инженер «Теплосети», они были вынуждены сократить 90 человек. Так вот, лучшие из них пришли работать к нам! И упрек, что мы непрофессиональны, просто неэтичен, все требования по лицензированию нами выдержаны. Предприятие наше развивается в плане технического оснащения. Вот уже три года мы ведем работы монтажного характера. В том числе капитальный ремонт. Мы одни из первых предложили и начали производить монтаж пластинчатых теплообменников на базе муниципальных программ. Раньше город этого никогда не делал.
У нас сегодня есть оборудование, которого никогда не было в «Теплосети». Мощные компрессоры, сама методика промывки иная, более современная.
Мы имеем серьезные программные продукты, внедряем и адаптируем разные информационные технологии. Два года мы проработали безаварийно. И к этому сезону подготовились основательно. Заменили 936 единиц запорно-регулирующей арматуры, 580 метров трубопроводов, 80 штук калачей на подогревателях, промыли гидропневматическим способом системы центрального отопления в 196 жилых домах.
Мы готовы и хотим работать.
А в конкурентной борьбе пусть говорят цены, качество услуг. Пока мы только сожалеем, что при работе в районе 15 котельных не удалось наладить контакт с 003, единой диспетчерской службой, которая знает, что творится в районе с теплом. Хотелось бы, чтобы представители «Теплосети» поняли, что они не имеют права ходить внутри дома без представителей управляющей компании и нашей службы. И дело не в амбициях, а в той ответственности, которую возложили на нас люди.