«И снова будем бить в набат…»
Тамара КоркинаУправление многоквартирным домом - по-прежнему проблема из проблем. Во множестве домов нет домкомов, никто не хочет брать на себя роль старших.
Товарищество собственников жилья вроде бы по идее и заманчиво - самим тратить деньги, но тоже полностью зависит от того, кто изъявит желание управлять. Вот почему у меня вызвал интерес опыт управления ТСЖ «Феникс», где председателем правления избрана Алла Владимировна Седых. Она настолько активный, неравнодушный человек, что взяла на себя руководство региональным «ЖКХ Контролем».
- Алла Владимировна, несколько слов о доме, чтобы иметь представление о вашем хозяйстве.
- Дом - 12 этажей, 71 квартира, один подъезд, 4257 квадратных метров жилой площади и 1200 квадратных метров - подъезда. В доме образовано товарищество собственников жилья «Феникс». Я избрана председателем правления с 2012 года. Образование у меня - высшее техническое.
Когда уходили из управляющей компании, в доме было полное разорение. По первой строке платили 14 рублей 78 копеек. Когда сменили способ управления, начали приводить дом в порядок за те же деньги по первой строке, потом плату подняли до 16 рублей. Связано это было с повышением стоимости услуг предприятий. Сейчас в доме идет голосование о 16,51 или 16,56 - чуть подорожало обслуживание «Теплосети» и хотим установить в лифтах видеонаблюдение. Установленное видеонаблюдение на первом этаже и во дворе дает положительные результаты, поэтому решили установить и в лифтах.
- Давайте поговорим о штате ТСЖ.
- В штате председатель, бухгалтер, техслужащая и дворник. Бухгалтер делает все начисления, ежеквартальные отчеты. Для того чтобы собственникам было удобно оплатить жилищно-коммунальные услуги (через Интернет, терминалы, через операторов), заключен договор со Сбербанком, системой «Город». Техническая служащая еженедельно промывает весь подъезд с первого по двенадцатый этаж. Первый этаж с лифтами промывается два раза в неделю. Два раза в год в доме проводится генеральная уборка - моются все панели, протираются окна, убирается пыль. Так что теперь у нас чисто.
- А сантехник, электрик?
- Электрик был в штате, но жил далеко, а ситуации случались разные. Поэтому с 1 июня этого года мы заключили договор с ООО «Александрит-Сервис», которому ежемесячно за обслуживание платим 1400 рублей. В соответствии с заключенным договором сотрудники этой организации обслуживают электрические сети и электрооборудование. Сантехников у меня несколько, связь по телефону. При необходимости, если один занят, звоню другому, со всеми работаем по договору. И еще заключены договоры на ремонтные работы с двумя индивидуальными предпринимателями. Мы платим только по факту произведенных работ, никакой абонентской платы нет. Бывают месяцы, когда ничего не случается, и мы экономим.
Чтобы предотвратить аварийные ситуации, я делаю ежевечерний обход подвала и техэтажа, особенно когда начинается отопительный сезон. Но договоры на аварийное обслуживание заключены.
Много средств забирает обслуживание лифтов. Опять же - ищем, где дешевле, но не в ущерб качеству обслуживания. Платили 9800 рублей в месяц, перезаключили договор на 7400. Попросту сказать, все время ищем, где можно разумно сэкономить.
- Знаю, что в вашем доме была проблема с крышей, и вы эту проблему решили. Расскажите, как.
- Да уж, вспомнить страшно. У нас вверху лифты и щитовая, связанная с ними. При дождях, снеге вода затекала в щитки, происходило замыкание, лифты вставали, горела проводка - люди возмущались. Мы решили затянуть поясок и начали собирать на ремонт кровли по 130 рублей с квадратного метра. Деньги мы собирали четыре месяца – по решению общего собрания на своем расчетном счете. Когда с программой капремонта все прояснилось, на сайте краевого министерства ЖКХ были вывешены документы и определены все действия пошагово. Мы быстро открыли спецсчет, перенесли на него деньги с нашего расчетного. Параллельно выбирали подрядчика - проверили все крыши, которые делали конкурсанты, провели конкурс. Все время сотрудничали с технадзором, который нам очень помогал. В итоге сделали мягкую вентилируемую кровлю, которая обошлась нам в 525 тысяч рублей, по тысяче за квадратный метр. Мы все хорошо просчитали, когда начался сбор взносов на капремонт, решили взять «финансовые каникулы» до декабря 2016 года. Иными словами, нам был сделан зачет в счет собранных на крышу денег.
На наш взгляд, собирать деньги на капремонт маленькими суммами невыгодно, ими просто пользуется банк. Пока мы взносы не платим, а потом будем решать - собирать ли как все или рывком на наши нужды. В этом случае деньги будут работать на дом, а не на банк.
- Теперь я вас поспрашиваю как председателя регионального центра «ЖКХ Контроль». Для начала - координаты Центра, куда люди могут обратиться.
- Недавно мы поселились в помещении по улице Советской, 5-б, первый этаж, кабинет 107. Поскольку в центре по линии федерального «ЖКХ Контроля» работает «горячая линия», сразу назову телефоны:
8-928-304-74-85, 8-918-870-18-76, 230-268, доб. 100. «Горячая линия» работает с понедельника по пятницу, с 10 до 16 часов, по ней принимаются звонки со всего края, в том числе и из Ставрополя. Ведется журнал учета обращений. Люди не только звонят, пишут, но и приходят. Чаще всего среди последних - жители краевого центра. Вот, например, у меня в папке жалоба жильцов дома 143 по улице Мира. Люди никак не могут разобраться с платежами. Помимо первой строки по содержанию у них выведен отдельно текущий ремонт - это более 18 рублей за квадратный метр. Куда, на какие цели идут эти в общем-то немалые деньги - никто не знает. Между тем трубы в доме проржавели, цоколь разваливается, дом ветшает на глазах. Жильцы спрашивают: на что мы собираем деньги, если никакие работы по текущему ремонту не проводятся? Мы сейчас с этим разбираемся.
Надо сказать, управляющие компании попросту обманывают людей, когда сначала обозначают стоимость первой строки, скажем, 14 рублей, потом отдельно выводят текущий ремонт, отдельно - оплату старшего по дому. Все это должно быть в первой строке, стоимость которой собственники помещений определяют решением общего собрания.
Много обращений у нас по поводу работы председателей ТСЖ, возомнивших себя, по мнению жителей, удельными князьками. На основании обращений людей и результатов проверок я прихожу к выводу, что во многих ТСЖ беспорядка больше, чем в управляющих компаниях. И проверять их надо больше. Поэтому я всем говорю: готова помогать, в том числе и на опыте нашего ТСЖ.
Люди обращаются к нам с тревогой по случаю срывов сроков капремонта многоквартирных домов, некачественно проведенных работ. Все, наверное, знают об истории дома № 88 по проспекту Карла Маркса. На нем начали капремонт, разобрали крышу, вовремя ничего не сделали, пошли дожди, людям затопило квартиры, было испорчено имущество. Причем подрядчик и специалисты из фонда капремонта настаивали, чтобы был подписан акт приемки работ. Тоже к нам люди звонили.
На сегодня выполнение региональной программы по капремонту идет неудовлетворительно, много жалоб на качество в уже отремонтированных домах. Сейчас мы начали проводить по краю мониторинг качества тех домов, которые на сайте Регоператора (26 fkr) отмечены стопроцентной готовностью. По результатам мониторинга планируем провести «круглый стол», скорее всего - вместе с «Народным фронтом».
- Вам удалось наладить какую-то систему в общественном контроле ЖКХ? Надежд было много, но...
- Но на деле много проблем, общественники часто не могут определиться, что главное в их работе. В нашем региональном центре есть совет и президиум. В них входят председатели ТСЖ, домкомов, инициативные собственники. Совет собирается первый и третий четверг каждого месяца. Подводим итоги мероприятий, обсуждаем, что сделано и что нужно сделать.
У нас хорошая связь с краевым министерством ЖКХ, куда мы часто обращаемся за правовой помощью. Ни разу не было отказа со стороны краевого жилнадзора, он нам хорошо помогает. Работаем с краевой Думой, депутатами, вносим свои предложения в их законотворческую работу. Мы выступали по проблемам, связанным с газовиками, внесли свои предложения в краевой закон № 57, по региональному оператору.
Лето - это сезон отпусков. Но для нас оно - горячая пора: больше домов в капитальном ремонте, и много жалоб поступает на качество проведенных ремонтов. Наши активисты по всему краю сейчас занимаются сбором достоверной информации по этому вопросу. Нужно успеть подготовить к зиме многоквартирные дома, провести мероприятия по энергосбережению, чтобы зимой в квартирах было тепло, и платежки не пугали заоблачными размерами. А скоро закончится лето, люди вернутся из отпусков, дачники переедут на «зимние квартиры», начнется отопительный сезон. И наша «горячая линия» будет еще горячей. И снова мы будем выезжать, встречаться, разъяснять, разбираться и, что называется, бить в набат.