И снова - испытание
Елена ПавловаУникальный мы все-таки народ. Что бы с нами ни случалось, мы говорим: «Еще повезло». Вот и сейчас в репортажах о взрыве в Пятигорске эта фраза звучит из уст самых разных людей. Коллеги-журналисты передают все верно — я сама слышала ее многократно, когда вечером во вторник обзванивала лидеров общественных организаций, работников правоохранительных органов и всех знакомых пятигорчан.
Действительно, повезло, что обрушившийся на город незадолго до взрыва ливень разогнал людей с улиц, в том числе и из этого открытого кафе, возле которого была припаркована смертоносная «шестерка». В хорошую погоду здесь многолюдно. И кафешки, которые буквально «сидят» одно на другом, в хорошую погоду не страдают от недостатка посетителей. Да и сам проспект Кирова, самый центр Пятигорска — место в городе, пожалуй, самое оживленное. Так что сияй над Пятигорском в 16-15 солнышко, пострадавших было бы многократно больше.
Мои собеседники говорят, что организаторы взрыва, видимо, рассчитывали на «кучность», что в непосредственной близости от машины со взрывчаткой окажется больше людей, когда один только удар взрывной волны чреват разрывами внутренних органов и травмами несовместимыми с жизнью. Впрочем, «без поражающих элементов» - это не совсем точное определение. Людей поражали и осколки стекла, и разлетевшиеся на приличное расстояние «ошметки» самой машины. Заряд был огромной мощности — опять-таки «повезло», что он сработал не на узкой улице. Были бы серьезные разрушения и соответственно — могли быть еще жертвы. Но Кирова — самый широкий проспект Пятигорска.
В первые часы после взрыва некоторые пятигорчане — из тех, которые в курсе, кто каким заведением в городе владеет, не исключали, что этот взрыв связан с грядущими выборами. Но когда через СМИ была озвучена примерная мощность сработавшего взрывного устройства, сомневающихся, что это теракт, уже практически не осталось. 30-40 килограммов убийственной смеси тротила, гексогена и аммиачной селитры — это круто хоть для предвыборной, хоть для криминальной разборки самого высокого уровня.К тому же в перечне статей, по которым заведены уголовные дела, вкупе с незаконным оборотом взрывчатых веществ и покушением на убийство значится терроризм.
Цель любого теракта — дестабилизация обстановки в регионе. Для сил, заинтересованных в этом, КМВ — притягательный объект. Тут не двух зайцев можно «убить», как в старой пословице, а целую дюжину. Во-первых, любой взрыв — это всегда удар по престижу курортов, а соответственно — по экономике. Во-вторых — демонстрация уязвимости Пятигорска как центра нового федерального округа. В-третьих, можно попробовать раскачать межнациональные проблемы, которые и без того проявляются.
Дабы предотвратить эти попытки, в первые часы после теракта к жителям края обратились епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан и муфтий Исмаил Бердиев. Разными словами они выразили одну и ту же мысль: победить терроризм можно только будучи едиными.
«Прежде всего выразить сочувствие и поддержку пострадавшим и их близким, пожелать им скорейшего выздоровления, - говорится в обращении владыки Феофана. - Будь то злой умысел или чья-то халатность, случившееся стало новым испытанием нашего общества на прочность. С последними терактами взрыв роднит анонимность организаторов и случайность жертв. Любой из жителей и гостей города мог оказаться на месте взрыва, любой мог стать жертвой. Это означает, что война объявлена всем нам без различия происхождения и положения. Поэтому победить в этой войне мы можем и должны объединившись, но не разделяя друг друга на представителей той или иной религии, этноса, социальной группы. Наша сила основывается на общественном единстве и гражданской ответственности. Мир и спокойствие зависят в первую очередь от нашей ответственности перед окружающими, от того, что мы сами будем поддерживать порядок на улицах городов и сел. Особо хочу обратиться к молодежи — сейчас в Пятигорске работает первый Всекавказский молодежный лагерь, предлагающий молодым людям из регионов СКФО путь созидания и мира. Трагическое происшествие — это экзамен на вашу зрелость, на здравомыслие и сплоченность. Всю нашу энергию мы должны направить на искоренение зла, под каким бы видом оно ни маскировалось: псевдорелигиозным, лжеполитическим или же иными нездоровыми амбициями».
Среди лидеров славянских и национально-культурных организаций несогласных с этими словами нет. Да, они говорят о том, что панические настроения в городе возникали. Опять-таки распространялись слухи. Первые звонки о якобы «взорванных» трамваях начали поступать уже через несколько минут после взрыва. Ну мы в Ставрополе помним, как это было после 26 мая — у нас тоже было предостаточно «очевидцев» взрывов в маршрутках. Опять-таки приходится повторять, что не стоит помогать организаторам терактов сеять в нашем с вами доме — Ставрополье — панику, страх и ненависть.
Также руководители общественных организаций сказали, что готовы в любой момент помочь в охране общественного порядка. Если этого потребует обстановка. Естественно — во взаимодействии с властью и правоохранительными органами. Готовы также предоставить любую помощь пострадавшим при взрыве. Конечно, к силовикам есть совершенно справедливые претензии — вопрос, который все задают, к сожалению, риторический: как машина, начиненная взрывчаткой, оказалась в самом центре Пятигорска. Никто не склонен к огульным обвинениям — особенно через несколько дней после того, как в Суворовской был расстрелян милицейский пост, а потом в ходе боестолкновения удалось уничтожить двух боевиков, успевших «отметиться» кровью и на Ставрополье, и в соседних республиках. И все-таки этот теракт предотвратить не удалось. Совершенно правильными большинство считает задачи, которые поставил Президент России Дмитрий Медведев перед главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. Так сошлось, что о необходимости форсировать работы по разминированию минных полей президент говорил буквально за несколько часов до взрыва в Пятигорске. Мои собеседники, особенно те, которые прошли войну в Чечне, говорят, что это абсолютно правильное требование. Каналы поставки оружия и взрывчатых веществ, конечно, разные. Но эти неразорвавшиеся снаряды на полях соседнего субъекта — как большой схрон, поскольку хватает «умельцев», знающих, как вынуть их из земли, доставить в нужное место и вновь привести в рабочее состояние... Если будет закрыт хотя бы этот канал, уже будет немного спокойнее.
Что и кто стоит за взрывом на центральном проспекте Пятигорска, как взрывчатка была доставлена в курортный город, кто исполнитель и кто организатор теракта, должно ответить следствие. Дело взято на особый контроль Генпрокуратуры. В Пятигорск прибыл председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. На момент подготовки материала из официальных источников не поступало ни опровергающей, ни подтверждающей информации, появившейся в интернете, о личности хозяина машины и о задержании двоих подозреваемых.
Губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский, который побывал на месте теракта уже вечером во вторник, обозначил главной задачей властей помощь конкретным людям, пострадавшим при теракте. Создан оперативный штаб по ликвидации последствий, пострадавшим будет выплачена материальная помощь из краевого бюджета (от 50 тысяч рублей и выше — в зависимости от тяжести ранения) и из федерального (от 200 до 400 тысяч). Помощь получат все пострадавшие — и жители, и отдыхающие. Из двадцати трех человек, которые машинами «скорой помощи» были доставлены в центральную городскую больницу Пятигорска, четверых вчера утром бортом МЧС отправили в Москву. Все они — жители нашего края. Это те, кому при проведении операций необходимо применение ряда высоких технологий, которыми ставропольские клиники пока не располагают. Трое из них госпитализированы в клинику глазных болезней, один — в нейрохирургическое отделение госпиталя имени Бурденко. И еще один доставлен в Ставропольскую краевую клиническую больницу. На стационарном лечении в Пятигорске остаются 18 человек, шестеро лечатся амбулаторно.
Пожелаем им всем выздоровления, чтобы они тоже могли сказать, что им еще повезло...