Главной страстью Л. Н. Польского была библиография. Он внес большой вклад в лермонтоведение, издал книгу «История религии на Ставрополье» и многие другие. Часть архива Польских сейчас находится в Пятигорском государственном музее им. М. Ю. Лермонтова и в Ставропольском краевом музее им. Прозрителева – Праве. Но кроме документов есть народная, историческая память, и в этой памяти супруги Польские, талантливые и мужественные, всегда живы.
Встреча
в Пятигорске
Судьба свела меня с Леонидом Николаевичем в Пятигорске, куда я приехала навестить его жену, мою двоюродную тетушку Евгению Борисовну. Польские жили в старой квартире на окраине города, у них была большая библиотека. «Единственное, что мы собирали, это книги», — говорила Евгения Борисовна.
Встретили меня очень тепло. Я привезла гостинцы из Ставрополя, и мы сели пить чай. Чаепитие наше превратилось в интересную беседу.
Леонид Николаевич и Евгения Борисовна рассказали, что опубликовали несколько книг и подарили мне некоторые из них, поставив свои дарственные надписи. Это были «Ессентукские встречи», «И звезда с звездою говорит», «Дорогие адреса». Я узнала, как кропотливо работают мои собеседники в архивах, в городской библиотеке, прежде чем выйдут в свет книги о городах-курортах, а также какие удивительные люди приезжали в разное время в Пятигорск…
Задушевный разговор продолжался заполночь, мы говорили о судьбе России, о ее перспективах. Я поразилась тогда, какими же фундаментальными знаниями по истории Отечества обладал Леонид Николаевич, и насколько же высока была культура его языка…
В глаза бросалось и то, как трогательно супруги заботились друг о друге, как они с полуслова понимали друг друга.
«Это мы, Господи, перед Тобою…»
А потом была оживленная переписка. В одном из писем Евгения Борисовна написала, что она похоронила Леонида Николаевича, что ей очень тяжело и одиноко, и что не могла бы ли я к ней приехать. Конечно же, я тут же собралась в дорогу, и снова наш разговор затянулся заполночь.
Евгения Борисовна рассказала, что на похоронах было много народу, особенно творческой интеллигенции, что ее навещают сотрудники Дома-музея Лермонтова и городской библиотеки. Она подарила мне свою последнюю книгу «Это мы, Господи, пред Тобою…» и одну из недавних фотографий, где они были вместе с Леонидом Николаевичем. Она так говорила о муже, будто он был живой… Они вместе прожили большую жизнь, вместившую в себя много радостных и печальных событий. Их встреча произошла в Ставрополе, где она жила с матерью. Сюда она приехала в начале Великой Отечественной войны после полученной на оборонных работах контузии. В мирное время работала референтом в Государственной Третьяковской галерее. А Леонид Николаевич приехал в наш город летом 1942 года — больным был эвакуирован из блокадного Ленинграда. В этот период в Ставрополе издавалась газета «Утро Кавказа», где Леонид Николаевич, профессиональный журналист, начал сотрудничать. Он публиковал краеведческие статьи и заметки по истории казачества, подвергшегося в предвоенные годы жестоким репрессиям. А Евгения Борисовна выполняла в редакции работу корректора. Здесь они познакомились и полюбили друг друга, пронеся эту любовь через годы испытаний, выпавших на их долю.
Они оба работали в редакциях газет, в русской казачьей прессе на оккупированной территории, а затем в Германии.
По возвращении их ждал ГУЛАГ. Леонид Николаевич провел в лагерях 12 лет, Евгения Борисовна – семь. Они находились в разных местах, и только большая любовь помогла пережить им эти трудные годы.
Старинные открытки
В 1956 году они поселились в Пятигорске, где оба увлеклись краеведением. Леонид Николаевич был человеком блестящего ума, владел точнейшей информацией, что притягивало к нему писателей и журналистов. Он немало сделал для домика Лермонтова, для краеведческого музея в Пятигорске, для краеведческого музея имени Прозрителева – Праве и для городской библиотеки в Пятигорске.
Он увлекся сбором старинных открыток с видами городов КМВ, порой они несли огромную информацию об их прошлом. А подчас были единственными документами, запечатлевшими исторические события давних лет. Сейчас эта богатая коллекция хранится в музее «Домик Лермонтова». Интересно, что, создавая в 1970 году свой киношедевр «Двенадцать стульев», режиссер Леонид Гайдай воспользовался открытками Пятигорска 20-х годов, которые ему любезно показал Леонид Николаевич. Он со знанием дела прокомментировал изображенные на них сюжеты, подчеркнув, что ныне внешний вид грота Лермонтова более соответствовал виду «Провала» того времени, что и было учтено Гайдаем в фильме.
Людмила СЫПИНА, член Союза
журналистов России.