Идеальные дороги — все еще дело будущего
Наталья АрдалинаЗа последние годы ставропольские дороги стали значительно лучше, особенно если сравнить их с трассами других регионов. Конечно, проблем еще хватает и у нас, но есть один существенный плюс: эти проблемы решаются, пусть не сразу, пусть со временем, но их становится все меньше и меньше. А хорошие дороги — это в первую очередь безопасность движения, меньшее количество аварий и, соответственно, меньше пострадавших в ДТП людей.
Немалый вклад в приведение ставропольских трасс в нормативное состояние внес полковник в отставке, бывший заместитель начальника регионального управления Госавтоинспекции Евгений Чижов. 32 года он посвятил службе в органах внутренних дел и большую часть этого времени стремился сделать так, чтобы каждый километр наших дорог был максимально безопасным.
В милицию Евгений Анатольевич пришел по направлению от трудового коллектива в 1987 году. Начинал во вневедомственной охране, а затем перевелся в Гос-автоинспекцию и на протяжении двух лет непосредственно обеспечивал безопасность движения в качестве инспектора ДПС. Трудился сначала в Ессентуках, затем в Пятигорском дивизионе, который обслуживал всю территорию Кавказских Минеральных Вод. К сожалению, из тех лет больше запомнились тяжелые моменты — когда автоинспекторы приезжали на места ДТП с погибшими и ранеными, как приходилось устранять последствия аварий... Возможно, именно тогда Евгений Анатольевич и задумался о том, что важнейшую роль играет состояние дорог, их соответствие всем требованиям и стандартам. И с 1991 года он перешел в службу дорожной инспекции в составе ГАИ.
«Конечно, разница между дорогами сейчас и тогда просто колоссальная, - делится своими впечатлениями Евгений Анатольевич. - Сейчас делается намного больше для того, чтобы они всегда оставались в достойном состоянии. Это касается и собственно асфальта, и дорожного обустройства: знаков, разметок, освещения и многого другого».
В 1980 – 1990 годы, когда в стране происходили большие перемены, причем порой не в лучшую сторону, на содержание и строительство дорог, тротуаров, остановок просто не было денег. А требования к их состоянию оставались. Вот и приходилось инспекторам дорожного надзора проявлять чудеса изобретательности: к примеру, перед началом учебного года нужно было обновить дорожную разметку у школ и детских садов, но средств, как правило, у владельцев дорог на это не было. Поэтому отправлялись инспекторы по предприятиям и организациям: в одном выделят краску, в другом дадут рабочих, которые сами уже сколотят из штакетника трафареты и нарисуют «зебру».
Но несмотря на такие сложности, люди тогда все же были отзывчивее, считает полковник в отставке, охотнее шли на такие добровольные общественно полезные работы.
А как сложно было уследить за состоянием всех светофоров в то время. Сегодня их можно отрегулировать дистанционно, да и светодиодные лампы служат верой и правдой не один год. Тогда же в светофорах стояли обычные лампочки накаливания, которые перегорали с завидной регулярностью. Ежедневно один из сотрудников дорожного надзора должен был объезжать город в поисках светофоров, на которых погасли лампочки.
Кстати, светофоры еще и воровали, сегодня даже сложно представить - для каких целей. Оказывается, на светомузыку. И где-нибудь на дискотеке можно было встретить красно-желто-зеленую подсветку, сотворенную именно из линз светофора.
Свое видение оптимального состояния городских дорог Евгений Анатольевич до сих пор считает делом будущего: далеко не все светофоры еще умеют перестраиваться в зависимости от времени суток и интенсивности движения, а подземных и надземных пешеходных переходов, которые могли бы значительно повысить безопасность дорог, пока очень мало. Но все же определенные шаги в этом направлении делаются, и наверняка придет время, когда города и села станут по-настоящему «умными», в том числе и в области дорожного движения. Без этого сегодня никак, потому что очень быстро растет и население городов, и число транспортных средств.
Однако при всех существовавших в любое время недостатках дорог виновником аварий все равно остается человек, уверен Евгений Чижов. Да, неудовлетворительные дорожные условия могут быть сопутствующим фактором, но за рулем все равно сидит водитель, который должен выбрать такую скорость и такой режим движения, чтобы свести вероятность ДТП к минимуму.
В апреле Евгений Чижов отметил свой 60-й день рождения. Он прошел служебный путь от сержанта до полковника, от инспектора ГАИ до заместителя начальника управления ГИБДД Ставропольского края, и сегодня продолжает трудиться в сфере, близкой к делу обеспечения безопасности дорожного движения.
Фото Госавтоинспекции СК.