Играть, заигрывать, стращать - нужное подчеркнуть

Муниципальная власть ищет формы взаимодействия с бизнесом

Городской антикризисный штаб при главе города Ставрополя преобразован в комиссию по развитию. Смена вывески означает не «отмену» кризиса, а новые цели и задачи, которые намерены решать члены комиссии вместе с бизнес-сообществом.

Что это было?

По оценке вице-мэра Игоря Бестужего, финансового кризиса, признаками которого является галопирующая инфляция и системное банкротство финансовых институтов, в России не было. Имел место экономический кризис, одним из симптомов которого (явного даже непосвященному глазу) стал отказ крупных российских компаний от корпоративных вечеринок. Реально нечем было расплачиваться!
- Но в Ставрополе не было и кризиса, - считает вице-мэр. - Можно говорить о спаде экономики, замедлении темпов роста. А еще точнее - о депрессии.
Представленная в отчете руководителя комитета экономического развития и торговли Вадима Гребенникова статистика сказанному, по большому счету, не противоречила.
В 2010 году объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг силами городских организаций и предприятий составил 14 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года это на 18 процентов больше. Правда, в действующих ценах.
Наибольший рост объема отгруженной продукции наблюдается в обрабатывающих производствах - 121%.
Сохраняется положительная тенденция роста объема работ, выполненных строительными организациями, – на 30% больше, чем за январь – август 2009 года.
Оборот розничной торговли города Ставрополя в 2010 году составил 83,8 млрд рублей, что на 10% больше января – августа 2009 года.
Из негативных проявлений было отмечено лишь снижение по итогам 8 месяцев 2010 года объема инвестиций - в 1,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
На «докризисном» уровне – 2,1% - держится сегодня и уровень безработицы. 
И еще. За 9 месяцев 2010 года создано 150 малых предприятий, в прошлом году – 170.

Дьявол сидит в деталях

На вопрос, много это или мало, В. Гребенников ответил, что однозначно сказать нельзя, так как параллельно с процессом открытия новых предприятий увеличивается количество банкротов.
Ситуация более чем неоднозначная и по словам вице-мэра Игоря Бестужего.
За три года количество малых предприятий выросло с 2,5 тыс. до 6,3 тыс. Динамика, казалось бы, хорошая. Но при этом количество занятых в этом сегменте людей почти не увеличилось - в среднем оно составляет 54 тысячи.
- Похоже, что многие предприниматели просто создают дублирующие предприятия, чтобы уйти от налогов.
Но даже это – только верхушка айсберга. По словам представителя общественного движения «Деловая Россия», авторы 40 процентов объявлений в газете «Все для вас» - это шабашники, которые вообще работают без лицензий. 
Наконец, еще один штрих к портрету.
Основное направление деятельности малого бизнеса, увы, модными новациями «не страдает». По словам Гребенникова, это все те же торговля и общественное питание.
- Производить сегодня невыгодно! – сказала известная бизнес-леди Ставрополья, а ныне депутат ГДСК Людмила Кузякова.
Прилавки не только России, но и всего мира завалены продукцией из Китая. Благодаря колоссальным налоговым послаблениям, которые ввело правительство этой страны, стоимость ее ширпотреба копеечная. Отечественный производитель и, в частности, ставропольский перебить эту цену не в состоянии. Пока, было отмечено, Ставрополь уверенно занял нишу только в производстве гигиенических салфеток и семечек.
Это сегодня. «Завтра», нарисованное бизнесменами, еще более пессимистично.
- Электронные торги, на которые все в обязательном порядке переходят с 2011 года, – это маразм, наша погибель. Строительный бизнес будет угроблен окончательно, - заявил Яков Мацукатов, представитель Союза работников отрасли строительства.
Ситуация действительно неоднозначная. Сегодня в стране зарегистрированы пять электронных площадок. Все они за пределами края, поэтому заказчик не видит, не слышит и даже приблизительно не знает потенциала участвующих в аукционе фирм. Это дает им возможность без опаски и оглядки играть на понижение цены, так как за руку все равно никто не поймает и в подставе не обвинит. В результате задвинутыми окажутся не только местные производители и поставщики, но и муниципальные и государственные заказчики в очередной раз получат фигу. Ведь удешевление стоимости товаров и услуг возможно только до известных пределов, за которыми начинается брак, халтура и невыполнение обязательств по договорам.
Кстати, первые же электронные торги на поставку лекарственных препаратов для нужд муниципалитета частично уже доказали правоту этих опасений. Предложение Ставрополя «взял» Челябинск, оставив позади «наших». Единственное, что радует: известно, что победитель имеет собственное производство.
Но «страшилки», озвученные предпринимателями на совещании, на этом не закончились: с 1 января увеличиваются тарифы страховых взносов на заработную плату  с 26,2 до 34,2 процента, а также тарифы на электроэнергию для юридических лиц.
- Положение станет катастрофическим. Заниматься производством будет еще невыгоднее! - подвела окончательную  черту Кузякова.

Полюби нас черненькими…

Именно в этих условиях антикризисный штаб под руководством главы города Николая Пальцева принял решение скорректировать курс и заниматься не столько преодолением антикризисных явлений, сколько оказанием всемерной поддержки бизнесу.
В какой мере это содействие может быть оказано, учитывая, что сам бизнес зачастую играет не всегда честно и не спешит рассчитаться по существующим обязательствам, – вопрос непраздный.
Недоимка по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города достигла катастрофических размеров - 421 млн рублей. И ее надо уже «выбивать», используя все имеющиеся в арсенале рычаги воздействия! Потому что уступки, увещевания, просьбы «заплатить по-хорошему» и предоставление отсрочек действия почти не возымели.
Руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом Юрий Тягаенко привел в пример одного из крупных неплательщиков по арендной плате за землю.
- Пришел, поплакался, сослался на кризис. Вошли в положение - предоставили отсрочку на год с возможностью ежемесячно равными долями погашать долг. Срок истек, но за все время  не заплачено ни копейки!
И таких случаев сотни. Только по строительным компаниям долг по аренде земли, на которой они возводят многоэтажки, составляет 27 млн рублей. 
Необходимость решительного наступления на работодателей, практикующих серые зарплаты, неоднократно озвучивали и руководители городского комитета финансов. До кризиса бюджет города за счет собственных доходов ежегодно  прирастал в среднем на 20 - 30 процентов. В 2009 году прибавка была на уровне 10 процентов. В 2010-м - 13 процентов.
Работодатель показал зар-плату в размере МРОТ (4330 рэ.) - и чист перед законом. Очевидно, что потрудиться за такие деньги сегодня вряд ли найдутся желающие. Значит, им доплачивают в конверте, а город недополучает десятки миллионов рублей.
Как, не ущемляя своих законных интересов, власть может помогать бизнесу? Ответы на эти дуалистические вопросы и станут основной сверхзадачей комиссии по развитию Ставрополя. На прошедшем заседании были озвучены и первые возможные шаги в этом направлении.
Создание благоприятной среды – это, в первую очередь, послабление налогов. Большая их часть находится в ведении федеральной и региональной властей. У муниципальной власти есть возможность устанавливать коэффициент К2, корректируя его, к примеру, в меньшую сторону – для производственной сферы, в большую – для чрезмерно развитых и некорректно работающих секторов.
Еще одна возможная преференция – предоставление в аренду земли или помещений на льготных условиях для тех сегментов экономики, которые нужны Ставрополю для более динамичного и продуктивного развития.
Если не можете помочь, то хотя бы не мешайте, часто говорит бизнес власти, имея в виду чудовищную бюрократию при получении разрешительной документации. Администрация города за последний год значительно продвинулась в создании системы «одного окна» и сокращении сроков прохождения документов. Однако помимо муниципальных чиновников в эту цепочку встроены и различные федеральные структуры, которые, по словам очевидцев,  курс на ускорение взять не спешат. В результате период сбора документов на строительство растягивается от 740 до 1100 дней.
Глава города Николай Пальцев обещал поставить этот вопрос перед полпредством Президента РФ.
Виктория Байгулова



Последние новости

Все новости

Объявление