Интернет мог бы называться Минителем
Мария ИльницкаяКомпьютерная сеть уже основательно вошла в нашу обыденную жизнь, без нее, кажется, не можем никак обойтись. Электронная почта медленно, но верно вытесняет обычную: быстро, в течение нескольких минут можно отправить и письмо, и поздравительную открытку, и получить ответ; с такой же скоростью связаться с банком, решив он-лайн вопрос о том же кредите; устроиться на работу, найти друзей и так далее. Информационная виртуальная эпоха – ничего не поделаешь. Со своими, как говорится, тараканами – сокращается живое общение, подрастающее поколение все меньше читает книг, с грамотой не очень, мягко говоря… А ведь было вполне возможно, что привычный нам сегодня Интернет так же привычно называли бы Минителем.
Ведь конкурентные инфраструктурные преимущества последнего были в мире неоспоримы. До поры до времени, как оказалось. А именно до середины 90-х годов. Он как бесплатная государственная информационная услуга был создан в пилотном – региональном режиме в 1978 году во Франции, его терминал подключался к каждому абоненту национальной телефонной сети, а в масштабах всей страны стал обычным делом в 1982-м.
На пике его популярности во французских домохозяйствах было открыто 6 000 000 терминалов, а доступ к различным услугам имели 25 миллионов человек, поставкой услуг и контента занимались 26 тысяч сервисов – от железнодорожных компаний до эротических чатов. Еще в конце 1997-го президент Франции Жан Ширак даже похвалялся, что у них и обыкновенный булочник в Обервилье (синоним нашего Гадюкино, в котором опять идут дожди) с помощью терминала управляет из дома своим счетом в банке, чего не мог в то время делать подобное его коллега в Нью-Йорке. А конец превосходства уже маячил на горизонте…
Дело в том, что эксперты убеждены: французский Минитель потерпел поражение в войне, как и страна когда-то в 1812 году, потому что его ввели за госсчет и управляли новшеством чиновники, а не частные предприниматели, затратив собственные средства. А бюрократы, как и во всем мире, ленивы и не особо любопытны, им и так хорошо, вот и пропустили зарождение нового глобального тренда интернетизации, вместо того чтобы к нему присоседиться, свой AйTи-рынок открыть, адаптироваться, поддержать, развивать: база-то была мощная, хотя и основывалась на старых технологиях – той же телефонной сети. Но их всегда можно было поменять, при желании, естественно. Вот и свободный и универсальный трансграничный Интернет постепенно стал вытеснять службу Минитель (а какое красивое французское слово!) и опутывать своими сетями планету.
Сегодня можно сказать: он превратился в музейный «бабушкин сундук». Осталось всего 600 000 действующих терминалов, дающие оборот в 200 тысяч евро, и они дороги владельцам как память. Впрочем, служба Минитель, видимо, вот-вот закроется вообще.