Интернет-покупки: как не обмануться - 2
Лариса ДенежнаяМы продолжаем знакомить читателей с лучшими работами, присланными на конкурс потребительских историй «Интернет- покупки: как не обмануться?»
Сегодня мы публикуем очередную. Ее автор — Кристина Марченко, магистрант экономического факультета СтГАУ. Приводим текст в сокращении и с редакторской правкой.
Видеозапись как аргумент в споре
Хочу поделиться с читателями личным опытом общения с интернет-магазинами. Мой случай имел счастливый исход, хотя с самого начала ситуация развивалась не столь благоприятно. Возможно, моя история будет поучительной для других пользователей онлайн-сервисов, особенно новичков в мире электронной коммерции.
На одном из популярных китайских интернет-магазинов периодически заказывала товары, радовавшие своими ценами: чехлы и защитные пленки для экрана смартфона, SLIM-порт, кухонные приборы и разные мелочи, которые пригодятся в быту. Заказы приходили в срок и соответствовали заявленному качеству. Но в любой бочке мёда найдется ложка дёгтя: доставленный в очередной посылке SLIM-порт оказался бракованным.
Не теряя времени даром (срок открытия спора с продавцом ограничен), направила на сайте претензию продавцу. Ответ пришёл достаточно быстро, но, увы, не был положительным: поставщик утверждал, что перед отправкой вся продукция проверяется и, следовательно, бракованной быть не может. Завязался диалог. Для обоснованности своих претензий отправила продавцу видеозапись, подтверждающую, что вышеуказанный порт, действительно, не рабочий. Итог: спустя некоторое время был доставлен второй SLIM-порт, который на этот раз соответствовал качеству. Победил безотказный аргумент.
Для крупных интернет-магазинов положительные и отрицательные отзывы о товарах и открытие спора с продавцом являются действенным рычагом. И вот почему. На таких торговых площадках продавцы выступают в роли агентов, которые в случае нарушений (ненадлежащее качество, несоответствие количества или размера и прочее) обязаны вернуть деньги или повторно выслать товар. Сам же сервис торговой площадки является «третейским судьей», которого можно привлечь, в случае если продавец необоснованно не желает возмещать ущерб. Ввиду того, что все поставщики, работающие на торговой площадке, должны выполнять требования её представителей, если «третейский судья» решит вернуть деньги, то их вернут.
Помимо этого в интернет-магазинах предусмотрены рейтинги товаров, продавцов и покупателей. Таким образом, продавцам выгоднее вернуть деньги или отправить заказ повторно, нежели получать негативные отзывы, снижающие рейтинг. А, как известно, при падении рейтинга позиция товара в списке опускается и растет вероятность, что покупатель до неё попросту не дойдёт.Следовательно, на крупных торговых площадках продавцам гораздо выгоднее следовать честным «правилам игры», нежели уклоняться от ответственности.
Тем не менее новостная лента полна сообщениями о мошенничестве, связанном с интернет-шопингом. Зачастую проблемы возникают с агентами, работающими в социальных сетях, а также малоизвестными онлайн-магазинами. Схема работы мошенников проста: товары обещают поставить лишь при стопроцентной предоплате, а после получения денег поставщики перестают выходить на контакт. Если на сайтах недостаточно информации о продавце, оплатить заказ можно только переводом денег с карты на счет или на электронный кошелек, указано минимальное количество контактных данных, то весьма высока вероятность того, что такая онлайн-покупка завершится обманом.
Следовательно, при выборе онлайн-сервиса всегда лучше отдавать предпочтение проверенным сайтам, а не ориентироваться на скидки или мнимую уникальность товара. В надежных интернет-магазинах при оформлении заказа покупателю сразу направляется квитанция, по которой производится оплата. В таком случае заказчик попадает под защиту Федерального закона «О защите прав потребителей». Однако самым лучшим вариантом остается оплата по факту получения товара.
В случае если вы всё же были обмануты мошенниками и потеряли немалую сумму, юристы рекомендуют обратиться в нотариальную контору. Получив доступ к странице с перепиской, в которой можно увидеть ссылку на магазин, точную стоимость товара, контактные данные продавца, сообщение о том, что вы перечислили деньги или продавец подтвердил их получение, а товар не пришел, нотариус удостоверит необходимые скриншоты, то есть составит протокол осмотра интернет-страницы. В суде такой документ будет служить весомым доказательством нарушения потребительских прав, в отличие от обычной распечатки страницы, которую из-за высоких рисков подделки суд рассматривать не станет.
Таким образом, чтобы минимизировать риски обмана, необходимо следовать нескольким простым правилам. Не доверять неизвестным онлайн-магазинам, предлагающим грандиозные скидки, а выбирать проверенного поставщика. Не переводить деньги с карты на счет или на электронный кошелек, а оплачивать покупку только по квитанции, через онлайн-банк или по факту получения товара. Внимательно изучать сайт магазина: отсутствие полных сведений (фактический и юридический адрес, контактный телефон, адрес электронной почты и прочее) – явный сигнал о недобросовестности продавца. Эти простые правила помогут не обмануться при покупках в Интернете и сберечь деньги и время онлайн-покупателей.
И помните: камера в смартфоне устроена не только для удачного селфи, чтобы потешить свое самолюбие и собрать кучу лайков. Это козырь, который может стать для покупателя последним аргументом в споре с виртуальным продавцом.