Интернет-торговля: с риском для кошелька
Лариса ДенежнаяВ Интернет-магазинах товары, как правило, дешевле, чем в стационарных. Однако есть риск стать жертвой обмана.
Людмила Владимировна К. еще в начале ноября купила через известную зарубежную интернет-площадку красивый вязаный жилет для мужа. Срок поставки товара, как сообщал продавец, — месяц-полтора. Женщина надеялась, что супругу как раз к Новому году придет подарок, который согреет его в холодное время года.
Прошли все отведенные сроки. Людмила Владимировна так и не дождалась посылки. Пришлось действовать через Центр разрешения конфликта интернет-площадки. Администрация ресурса сообщила: нужно дать возможность объясниться продавцу и дождаться его ответа в течение нескольких дней.
Продавец вскоре вышел на связь и сообщил: мол, товар давно отправлен, и он не знает, по какой причине посылка задержалась в пути. Здесь же написал, что выслал повторно вещь, так что Людмила Владимировна, возможно, может получить их две. Женщину такой ответ удивил: откуда такая щедрость? Но решила все-таки подождать.
Закончилась зима, а обещанные посылки так и не доставили. Людмила Владимировна повторно обратилась в Центр разрешения конфликтов интернет-площадки. А через три дня на ее счет перечислили оплаченную за товар сумму.
Однако, как показывает практика, так завершаются не все покупки через дистанционный прилавок. Доказательством тому — обращения потребителей в краевую службу Роспотребнадзора. Отдавая немалые деньги, спустя некоторое время потребители понимают, что попались на удочку уговоров и обещаний. При этом, как правило, информация о продавце состоит только из одного телефонного номера для контакта или адреса электронной почты.
Как отмечают специалисты Роспотребнадзора, с обманом можно столкнуться на любом этапе – от приглашения на сайт магазина до момента получения товара. Особенности торговли через Интернет-магазины оставляют немало лазеек для мошенничества, но могут встречаться случаи халатного выполнения обязательств со стороны продавца. Например, после оформления и подтверждения заказа магазин перестает отвечать. Попытки выяснить судьбу товара безуспешны. Вполне возможно, что товара просто нет в наличии или изменилась его цена, но общаться по этому поводу никто не хочет.
Нередки случаи обмана в Интернет-магазинах при получении заказанных товаров.
Способ первый. Чаще всего продавец высылает заказ после предоплаты, что открывает ему множество возможностей для хитроумных маневров. Фирма может требовать перевод денег за товар на счет электронного кошелька, например, на кошелек Яндекс. Прямой перевод денег на указанный счет равносилен подарку, который вернуть невозможно.
Способ второй. Продавец отправляет товар наложенным платежом. Согласно правилам работы с почтовыми отправлениями, покупатель получает на руки запакованную посылку только после оплаты. Вскрывать посылку можно только после ее передачи в руки потребителя. При получении отправления наложенным платежом оплата производится за посылку, а не за товар.
Способ третий. Итоговая цена при оформлении покупки может быть значительно выше заявленной на сайте. Объясняться это может скачками курса доллара, ошибкой оператора, который выставил цену товара на виртуальном прилавке по ошибке. Причиной удорожания может стать поступление новой партии товара по цене, выше предыдущей, но ценники, как объясняют продавцы, на сайте переделать не успели.
Как избежать обмана при покупке в Интернет магазинах? Вот какие советы дают специалисты краевой службы Роспотребнадзора.
Перед совершением покупки следует потратить немного времени, изучив репутацию дистанционного прилавка, найти отзывы покупателей о нем на независимых ресурсах.
Если предполагается оплата через прямой перевод на электронный кошелек, можно проверить данные его владельца, персональный аттестат. Так же можно проверить, не появлялись ли по данному номеру кошелька дела в арбитраже платежной системы.
Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю рекомендует при принятии решения о покупке товара дистанционным методом (Интернет-магазины) особое внимание уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, о товаре и об условиях покупки.
В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. №612) до заключения договора купли-продажи продавец должен предоставить покупателю следующую информацию:
о наименовании организации (или фамилия, имя отчество – для ИП);
о месте нахождения организации (ИП);
о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица (регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);
о цене и об условиях приобретения товара, его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Виртуальный магазин — современный формат торговли. Надеемся, что советы специалистов помогут вам сделать покупки безопасными и приятными.