Интернет-зависимость. Виды и причины
Геннадий Савелов
В прошлых номерах мы говорили о проблеме интернет-безопасности детей и взрослых. Однако одна из самых главных угроз глобальной сети осталась за кадром – это интернет-зависимость. Проблема, которая на сегодняшний день не может быть отнесена к какой-либо конкретной возрастной группе. Последствия чрезмерного «зависания в Сети» выражаются, как правило, в потере времени, в недостатке и нарушении сна, в неправильном питании, а значит, в ухудшении здоровья, в снижении работоспособности и успеваемости при обучении, в излишних финансовых затратах, даже в появлении навязчивых идей – то есть, по сути, в появлении невротических состояний. Попробуем вместе разобраться с этой болезнью, порожденной современными технологиями.
Психологи разных научных школ по-разному смотрят на проблему интернет-зависимости, но большинство из них сходятся во мнении, что корни ее, несомненно, лежат в психологических проблемах (наличие нереализованного потенциала, амбиций, дискомфорт в социальной сфере и т.д.).
С точки зрения видов деятельности, интернет-зависимость можно классифицировать следующим образом.
Онлайн-игромания
К этой категории относится увлечение так называемыми многопользовательскими ролевыми онлайн-играми. В миру они называются MMORPG, что расшифровывается как massive (massively) multiplayer online role-playing game. Суть MMORPG заключается в том, что человек с головою окунается в виртуальный мир игр и проживает в нем, руководя выбранным персонажем, сначала десятки и сотни часов, а затем и дней. В подобные игры производители вкладывают миллионы долларов, и потому выглядят эти игры необычайно реалистично и красиво. Надо сказать, что играют в MMORPG как дети, так и взрослые. Проблема MMORPG состоит в том, что завершить игру, дойти до логического конца практически невозможно: ведь, после того как человек развил собственного героя до определенного уровня (пусть даже самого высшего), он становится участником социальной сети, где главная цель уже не в развитии, а в участии в жизни коллектива (клана, лиги), который ведет виртуальные войны за захват чужих территорий и редких артефактов. На этом и построен бизнес MMORPG.
В некоторых играх за право играть на официальном сервере необходимо производить ежемесячную оплату. Деньги также взимаются и за возможность улучшить боевые качества персонажа, за приобретение редких артефактов. Примером MMORPG является знаменитая игра World of Warcraft, на которую подсели десятки миллионов людей во всем мире.
Игры на деньги
Разновидностью игровой онлайн-зависимости является постоянная тяга к игре на реальные деньги (в покер, в блэк-джек и в рулетку в онлайн-казино). Игроков заманивают различными бонусами, игровыми деньгами и т.п. Но в результате большинство людей проигрывается так же, как и в обычных легальных и подпольных игровых залах.
Чрезмерная общительность на сервисах моментальных сообщений
Сервисы обмена моментальных сообщений типа ICQ, с одной стороны, упростили возможность общения, а с другой стороны, как и сотовые телефоны, приковали к себе пользователей. Некоторые люди не могут уснуть, если онлайн-общение прервано на полуслове. А теперь представьте, что случается, если у такого человека десятки контактов…
Чрезмерное общение на форумах, сообществах и в социальных сетях
Люди, страдающие от недостатка общения или взаимопонимания с окружающими, могут проводить на форумах, в социальных сетях и сообществах десятки часов. Согласно данным исследовательской компании comScore Inc, 59% российских пользователей Интернета являются пользователями социальных сетей и проводят в них по 6,6 часа в месяц. При этом в среднем каждый русский пользователь сетей просматривает по 1307 страниц. Эти цифры вдвое превышают среднемировой показатель, а между тем они не учитывают время, проводимое пользователями на форумах. Зависимые люди тратят на общение в сетях и на форумах по нескольку часов в день.
Увлечение киберзнакомствами и поиском сомнительной информации
Поиск знакомств в Интернете нередко связан не только с желанием обрести свою «вторую половину», но и с проблемой реализации скрытых желаний. Нередко «просиживание» в сервисах знакомств сопряжено с поиском информации сомнительного содержания. Такие сети не менее опасны, чем MMORPG или игры на реальные деньги. Одни желания порождают другие, человек ищет все больше и больше, теряя контроль над собой и попадая в хитро расставленные сети порнодельцов. Чтобы оценить масштаб и опасность этого явления, достаточно отметить, что мировой объем порноиндустрии в Интернете оценивается в сумму свыше 100 миллиардов долларов – это больше, чем половина рыночной стоимости «Газпрома».
Графомания
Интернет спровоцировал появление миллионов графоманов. Известное с давних пор стремление русских людей к сочинительству стало одной из причин появления огромного количества личных блогов, сайтов, владельцы которых стремятся стать признанными деятелями в самых разных сферах, от науки до художественного творчества. Опасность интернет-графомании заключается не в том, что человек много пишет (это, может, даже полезно), а в том, что у него меняются ценности и он уходит в мир Сети. Аналогом интернет-графомании можно считать и неоправданное стремление к размещению фото- и видеоматериалов о своей личной жизни и жизни близких, друзей и коллег. Результаты бывают печальны. Не так давно федеральный судья из Бурятии лишилась должности из-за того, что выложила в Интернет фотографии, несовместимые с «моральным обликом» судьи (на них представитель Фемиды была запечатлена с бутылкой водки).
Помимо уже рассмотренных существует ряд других видов интернет-зависимости, однако последствия во всех случаях идентичны. Если вы заметили, что у вас или ваших близких наблюдается что-то похожее, то не бойтесь в этом признаться и главное — начните бороться с обнаруженной проблемой. О том, как избавиться от интернет-зависимости, мы расскажем в следующем номере.