Инвестиции в край начинаются с районов
Сергей Гаврилюк24 сентября прошло заседание коллегии министерства экономического развития Ставропольского края по вопросам инвестиционной политики. В ходе совещания участники обсудили результаты работы районов в 2014 году. По итогам заседания был определен ряд факторов, способствующих стремительному развитию экономики региона.
Работа семинара была разделена на тематические доклады о проблемах и перспективах инвестиционной политики в Ставропольском крае, бюджетных инвестициях и стандартах деятельности органов местного самоуправления.
- Мы хотим повысить роль влияния экономики в развитии предпринимательства в Ставропольском крае, поскольку, мне кажется, сложилось впечатление, что главная задача органов государственной власти – это выполнение социальных функций, а развитие экономики и предпринимательства – это некий отклик постсоветского периода, - отметил зампред Правительства Ставропольского края Андрей Мурга. - Ставропольский край за последние два-три года упал. Мы занимаем одно из последних мест по инвестиционной привлекательности.
Одна из главных проблем Ставрополья сегодня — отсутствие актуальной базы инвестпроектов. Нет конкретных данных о строящихся объектах, будь то крупный комплекс или теплица. Подобная база помогла бы определить неэффективность работы тех или иных проектов.
В этом году для поддержки предпринимательских инициатив было выделено 500 миллионов рублей:
- Важно, чтобы эти средства пошли не только в города, но и равномерно распределились в малых населенных пунктах среди профессионалов, - дополнил Андрей Мурга.
Оценку инвестиционному потенциалу районов Ставрополья дала министр экономразвития края Юлия Косарева. За прошедший год было выделено несколько районов показавших как положительную динамику, так и отрицательную.
Среди лидеров оказался Ипатовский район, который привлек 2,3 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал. Данный показатель превышает в три раза результаты прошлого года за аналогичный период. Сыграла свою роль реализация крупных нефтеперекачивающих станций на территории края и развитие растениеводства. Более двух миллиардов рублей привлек в основной капитал Кочубеевский район и порядка 1,3 миллиардов рублей принес Изобильненский район за счет строительства предприятий по производству и переработке 10 тысяч тонн мяса индейки, а также нового кирпичного завода.
- В числе районов с низкой динамикой Андроповский, Красногвардейский, Новоалександровский, Туркменский район, а также город Лермонтов. В последнем случае наблюдалось снижение инвестиций в основной капитал на 80%. В Туркменском районе заметно сокращение доли прибыли сельхозорганизаций.
Туркменский район, отметили на заседании, стабильно занимает одно из последних мест. При этом потенциал в области сельского хозяйства высок. Причина спада в том, что район не принимает участия в мероприятиях, организуемых краевым правительством, соответственно его потенциал остается незамеченным для инвесторов.
Немаловажная проблема инвестиционной политики — отсутствие комплексного подхода к реализации социальных объектах. Об этом говорил замминистра финансов края Александр Бондарчук, говоря об адресной краевой инвестпрограмме на 2014 год.
- Расходы краевой адресной инвестиционной программы на 2014 год на социальную сферу, строительство учреждений здравоохранения, образования и спорта, составляют свыше 52%, 5 миллиардов рублей. Нам необходимо привлечение инвесторов с собственным капиталом и ресурсами.
В ходе своего выступления замминистра финансов обратил внимание на факты неэффективного использования средств. По итогам проверки 2013 года ряд проектов со степенью готовности от 60% до 90% не вводятся в эксплуатацию, не консервируются и, как следствие разрушаются. Не редки случаи, когда инвестпроект остается только в форме проектно-сметной документации.
Александр Бондарчук привел ряд примеров, когда реализация проекта не учитывала ряд особенностей территории и населения и под вопрос ставится последующее введение объекта в эксплуатацию. Согласно, федеральной целевой программе «Юг России», на Ставрополье должны появиться 4 новые школы: три в Ставрополе и одна в Пятигорске.
- Берем 530-й квартал, где будет строиться школа. Деньги предусмотрены программой, в бюджете заложены средства на софинансирование. Когда все начинается, оказывается, что для работы школы надо построить ливневую канализацию в 530 квартале. Средства на строительство ливневой канализации никто не предусматривал, их просто нет. В итоге мы можем не получить социального эффекта.
Другой пример связан с хутором Красный пахарь в Минераловодском районе. Сейчас там работает школа на 1296 мест, планируется постройка детсада на 280 мест. Вроде бы все ничего, но выезд на место показывает, что детей в поселении меньше, объекты не будут загружены даже на 50%.
Все эти проблемы важно учитывать, однако не существует единого критерия. Для этого необходима выработка Стандарта деятельности органов местного самоуправления. Как отметил Сергей Макрушин, замначальника управления по модернизации экономики, каждый конкретный район должен учитывать свои особенности и не копировать полностью региональные требования. Важно учитывать муниципальные гарантии, кадровый потенциал, принцип одного окна, доступность и быстрота в получении документов. Рекомендации по созданию муниципального Стандарта будут в скором времени выдвинуты Агентством стратегических инициатив.
По итогам заседания перед органами местного самоуправления была поставлена задача создать комфортные условия для предпринимателей, содействие в формировании благоприятного инвестиционного климата. Главное — положительный имидж муниципального образования. В дальнейшем для поддержки предпринимателей и инвесторов минэкономразвития будет проводить круглые столы и семинары, направленные на повышение инвестклимата районов. Ведь привлекательность района стоит в основе привлекательности всего края.