Исключительный музыкальный слух

Наталья Ильницкая

 

Исключительный музыкальный слух
Этот замечательный дар лег в основу уникальной учительской династии из села Прасковея Буденновского района. Когда они прикинули общий семейный педагогический стаж, оказалось – свыше 300 лет.

Им благодарны нескольких поколений сельчан, обозначая их родовой фамилией, так и говорят: «Федоровы», и всем все понятно. Хотя иные представители династии ее уже сменили. Не так давно здесь книгу с помощью компьютера обо всех них составили и назвали: «Жизнь, отданная школе». Точнее, наверное, было бы сказать – просвещению.

Название профессии – тапер

У основания семейного генеалогического педагогического древа стоял Федор Дмитриевич Федоров, он был музыкальным руководителем в детском доме № 27, открытом в Прасковее в 1941 году. А до этого, в конце 20-х, когда в стране развернулось известное сегодня многим больше по учебникам массовое движение по ликвидации безграмотности, в экспроприированном магазине местного купца открыли Народный дом и кинотеатр «Пролетарий» при нем. Там при сверханшлаге крутили крестьянам ранее недоступное кино, еще немое, разумеется, и он сопровождал игрой на баяне стремительно бегущие черно-белые кадры.

Когда, к примеру, демонстрировался всемирно знаменитый «Броненосец «Потемкин», то играл вальс «Дунайские волны», бравурный «Марш Черномора» сменяла многим тогда известная песня «Замучен тяжелой неволей». Звучала, скорее всего, когда офицеры в кадре раздают зуботычины матросам или те вдруг обнаруживают, что «в мясе черви»… Пожалуй, лучшей аудитории режиссер ленты Эйзенштейн и желать не мог.

С появлением звука в кино Федорову пришлось поменять род деятельности. Но и раньше, и до устройства в детдом от безделья он не страдал: был не только музыкантом, но и прекрасным знатоком инструментов, и руки имел золотые – ремонтировать и настраивать от балалаек до гармошек везли с округи, из Центральной России, по семейным преданиям – из Самары, например. Какую же стезю должны были избрать два его сына, с раннего детства у него учась и ему помогая, думается, догадаться несложно.

Баяниста, конечно. Человека в селе всегда популярного и уважаемого, главного хоть на свадьбе наравне с тамадой, хоть на массовых праздниках, а уж в школьной художественной самодеятельности без него просто никуда. «Нам песня строить и жить помогает» — эти слова надолго стали девизом поколений, проживающих трудную жизнь – от коллективизации, репрессий до Великой Отечественной войны и восстановления порушенного. Потому позже совершенно естественно и легли на душевную мелодию слова

«Какая песня без баяна…»

Исключительный музыкальный слух
Старший сын – Федор Федорович Федоров – заменил отца на должности музыкального руководителя в детдоме № 27, а вскоре, в 50-м, был принят учителем пения, организатором внеклассной работы в Прасковейскую среднюю школу № 3, где и трудился до ухода на пенсию. Но отдыхал совсем чуть-чуть, ему попросту не нашли замены – в противовес известной поговорке «У нас незаменимых людей нет». Вернулся, в итоге отдав творческому воспитанию, эстетическому просвещению детей и подростков почти полвека. 

И… в свободное от работы время ремонту и настрою музыкальных инструментов со всей округи, как и отец.

Если его спросить – какие самые заметные события в его биографии случились, он бы, наверное, ответил: кроме традиционных учительских радостей, читай: успехов учеников – женитьба на Матрене Николаевне, которая взяла фамилию мужа: так стала полниться династия Федоровых. Учитель биологии, она стояла у истоков создания ученических производственных бригад в Прикумье. Едва узнала об инициативе григорополисцев, откликнулась в числе первых, организовала УПБ из 30 ребят, которые стали под ее патронажем заниматься виноградарством и овощеводством в местном совхозе. Работали с удовольствием, весело, с песней, муж-единомышленник всячески ее поддерживал и помогал, создав из старшеклассников летнюю агитбригаду – баян же всегда был с ним.

Баян был и остается повседневным спутником и его младшего брата – Юрия Федоровича Федорова. Вот как характеризует в предисловии к сборнику его сочинений, вышедшему в этом году в честь 70-летия автора, начальник районного отдела образования Галина Цыс: «Учитель, друг, односельчанин. Обаятельный, элегантный, общительный, душа компании, художник, музыкант, поэт и композитор, мастер своего дела…».

Добавим: человек, обладающий природным артистизмом, который проявился еще в глубоком детстве. Дебютировал на сцене местного Дома культуры, нисколько ее не страшась, в пять лет. Уже умея играть на баяне и трубе, балалайке и аккордеоне, домре, скрипке, фортепиано и фисгармонии, которую приобрел отец. А в семь лет занял первое место в районном, затем краевом смотре-конкурсе художественной самодеятельности, его ждал всесоюзный…

Но в Ставрополь на прослушивание в школе не отпускали. Однажды приехали из Буденновска на запряженной лошадьми линейке и увезли, будто выкрали, даже не сообщив родителям. Вот как о дальнейшем писала в 1947 году краевая партийная газета: «По зимней улице краевого центра шел семилетний мальчик. Время было трудное, послевоенное, и пестрота в одежде никого не удивляла, но взгляды прохожих невольно задерживались на детской фигурке: уж не раз чиненные, большие не по размеру валенки, пальто с чужого плеча с огромным испачканным чернилами воротником». Перед Москвой его, конечно, приодели, выдав все новое: пальто, шапку, шарф, ботинки, повседневный черный и два сценических костюма. И после репетиций отправили с 82-летним чабаном-дудочником из Благодарненского района Расторгуевым – у них был объединенный музыкальный номер – в столицу. Мать, которая должна была его туда сопровождать, к поезду не успела – поздно предупредили.

В дороге Юра случайно поранил палец, и пришлось ему играть на аккордеоне четырьмя, а не пятью, как положено, пальцами. Но, несмотря на это, экзотическая пара из сельской глубинки попала на заключительный концерт в Государственный академический Большой театр Союза ССР. Выступали во втором отделении. Он видел в зале тех, кого знал по газетным фотографиям: Хрущева, Буденного, Ворошилова – Сталин не присутствовал, болел. Концерт снимали для хроники – кадры с Федоровым позднее вошли в документальный многосерийный фильм «Наша биография». А на память ему осталась программа того далекого выступления… Надо ли говорить, что три месяца в Москве, концерты в престижных столичных залах запомнились ему на всю жизнь?

Светлые люди, или династия продолжается…

Исключительный музыкальный слух
А после окончания средней школы он поступил… в Прасковейский техникум виноделия и виноградарства. Наверное, по принципу «все побежали, и я побежал». Призвание таки перетянуло – окончил в результате Ставропольское музучилище по классу «Народные инструменты и дирижирование». И стал музыкальным руководителем в родной школе № 11, отдав ей 42 года. Одна из его учениц – солистка Ставропольской краевой филармонии Валентина Савина - делилась в интервью «Вечерке» в 1993-м, что до сих пор благодарна Юрию Федоровичу за уроки пения, нередко открытые для других учителей, смотры и концерты, за первые сценические опыты. За любовь к музыке вообще ему благодарна вся Прасковея, в том числе за песни, ей и Прикумью посвященные, которые он сочинил – недаром ему присвоено звание почетного гражданина села.

Когда этой весной внук старшего брата Федора Федоровича Андрей (считается в семье и внуком Юрия Федоровича) попросил своих коллег по Ставропольскому колледжу искусств (бывшее музучилище), квартету «Славица», где виртуозно играет на балалайке-контрабасе, съездить на 70-летие деда, они откликнулись на его просьбу. Но отнеслись к ней обычно: коллектив довольно часто выступает перед разной аудиторией, причем бесплатно, ради собственного удовольствия и ответного удовольствия окружающих. Но когда прибыли в Прасковею…

Как это принято сейчас говорить, испытали культурный шок. Не только потому, что родственника своего брата-музыканта вдруг нагрянуло поздравить с днем рождения начальство – в том числе заместитель главы администрации района, хотя не ожидали такого. Как и столь теплого отношения к Юрию Федоровичу жителей села, которые во множестве просто подходили к нему, искренне говорили добрые слова. В первую очередь, от знакомства с самим юбиляром, как выяснилось, замечательным музыкантом и композитором, и всей его семьей: Федором Федоровичем, его дочерью и мамой Андрея – Людмилой Федоровной Солдаткиной, его сестрой Марией, обе – учительницы иностранного языка школы № 11 (кстати, слышать и понимать музыку иноземного языка тоже надо иметь слух и дар). Поражены были самой атмосферой этой доброжелательной, гостеприимной интеллигентной семьи из сельской, так сказать, глубинки, о которой, казалось, в книгах только и можно прочитать. Ну, а сына Андрея Солдаткина – Ярослава они и раньше знали: поет и играет на русских народных инструментах в фольклорном ансамбле «Колокольчик», в котором концертмейстером его отец…

 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление