Искусство, и никакого криминала!..
Ольга МетёлкинаВторая часть двойного названия спектакля («Ах, как бы нам пришить старушку?!») подсознательно настраивает зрителей на развитие сюжета в криминальном ключе. Интрига завязывается, когда в трущобы наведывается троица жуликов: Глория (артистка Евгения Капралова), Брэд Винер (артист Игорь Барташ) и Сол Бозо (заслуженный артист РФ Михаил Мальченко). Поначалу их намерения не вполне понятны, но достаточно небольшой мизан-сцены, чтобы не осталось никаких сомнений: Брэд, объясняя Памеле технологию предлагаемой сделки, использует три пластиковых стакана и манипулирует ими в стиле ловкого наперсточника. Такой простой и одновременно точный ход, на мой взгляд, достоин персональных аплодисментов! Или другое режиссерское решение: Глория (в прошлом уличная девица) примеряет подвенечное платье, подаренное ей Памелой, стоит немного растерянная, с длинными распущенными волосами, и невольно возникает ассоциация с образом кающейся Марии Магдалины...
В «вологодской версии» пьесы Д. Патрика мне было очень досадно, что персонаж, названный «Человек театра», был лишен своего текста. А вместе с тем его роль в пьесе далеко не последняя. На ставропольской сцене Человека театра играет актер Илья Калинин. Режиссер В. Бирюков ни на полшага не отступил от авторской концепции пьесы, удалось сделать акценты на важных деталях, интонациях, психологических особенностях героев.
Понимает ли Памела, что ее хотят обмануть? Если да, то почему она позволяет это делать? Неужели она настолько одинока после гибели дочери и мужа, что рада любому, кто к ней заглянет? «Я смотрю на вас, миссис Кронки, и все время не могу понять: убогая вы или только прикидываетесь? Не может быть, чтобы человек вашего возраста сохранил такую наивность и веру», - восклицает Брэд в порыве откровения.
Зрителям предстоит найти ответы на многие вопросы. Например, только ли желание укрыться от полиции привязывает опытного жулика Соло Бозо к дому Памелы? Или почему сержант Джо Янки (артист Владимир Зоря), который сначала очень убедительно говорит: «Памела Кронки — мой друг! И если ее кто-то обидит, пристрелю на месте. И детей! И внуков, и правнуков! Я сам из Сицилии. У нас такой обычай. Вековая традиция...», потом меняет своё мнение?
Не стоит рассматривать пьесу Д. Патрика в примитивном социальном ракурсе. Всегда найдется нищая одинокая старушка, на смерти которой захотят заработать какие-нибудь негодяи. Но не случайно, наверное, жанр этой полной драматизма истории обозначен как фарс. Он позволяет актерам говорить о серьезных вещах с юмором и, не опускаясь до уровня слезливой мелодрамы, вызывать искреннее сопереживание зрительного зала. Режиссеру-постановщику удалось уловить особое настроение пьесы, созвучное как авторскому замыслу, так и сценической редакции Г. Горина.
В. Бирюков усилил фарсовость ситуации за счет «очеловечивания» действующих лиц третьего плана — кота Теннера и мышей. Кот в исполнении актера Владимира Петренко обладает всеми основными чертами ленивого своенравного домашнего любимца, а главное - «нечеловеческим» обаянием. Засилье мышей в доме Памелы показано как яркое танцевальное шоу. Пластичные и одновременно суетливые, это уже не серые воришки, а нахальные из-за бездеятельности кота существа в тинейджерских нарядах. В образы мышей очень пластично вжились молодые артисты театра и студенты актерского отделения факультета искусств СГУ. Почему я так подробно остановилась на далеко не главных персонажах? Потому что В. Бирюков — мастер мотивированной детализации. Глядя на декорации ветхого дома, где доживает свой век Памела, зрители не скажут, что жизнь ушла отсюда и ей никто не радуется. Памела, оказавшись на дне общества, не отчаивается, она старается ценить каждый прожитый день и, как может, помогает другим. Наиболее комично это проявляется в сцене с доктором (артист Юрий Иванкин).
В спектакле значение имеет всё, даже цвет. Не случайно в финале все персонажи оказываются в светлых одеждах и только один — в тёмной. Они наконец определились, что для них в жизни главное и что по-настоящему дорого.
Фото Андрея ЛОГИНОВА