Истинная литература возвращается к читателю
В Ставропольской краевой научной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова открылась выставка «Я весь - Россия», посвященная 95-летию со дня рождения выдающегося русского поэта Виктора Федоровича Бокова.
Экспозиция выставки была подготовлена заведующим кафедрой истории русской и зарубежной литературы факультета филологии и журналистики СГУ профессором В. М. Головко совместно с библиотекой имени М.Ю. Лермонтова. На стендах в зале каталогов можно увидеть автографы и письма поэта из личного архива В.М. Головко, научные труды и публикации о творчестве В. Бокова и, конечно, его лирические сборники «Лик любви», «Заструги», «Жизнь – радость моя», «Стежки-дорожки» и другие.
Как сказал Вячеслав Михайлович, очень многие даже в среде образованных людей не знают об одном из величайших поэтов XX века. Причиной этого является характерный для нашего времени распад между поколениями, между прошлым и настоящим. Поколение, оторванное от своих корней, не знает или забывает о тех явлениях, которые обязательно должны быть отражены в учебной и научной литературе. Одно из таких явлений – творчество В. Ф. Бокова. Это поэт, воплотивший в своих стихотворениях русскую сущность, русский менталитет, недаром многие его стихи стали народными песнями. Именно перу В. Ф. Бокова принадлежат слова знаменитой песни «Оренбургский пуховый платок», ставшей символом русского духа. Сейчас эта песня воспринимается исключительно как народная, и немногим известно, что у нее есть автор. «Снег седины», «На побывку едет», «А любовь все жива» - эти песни пользуются огромной популярностью, исполняются на эстраде, а имя их создателя забыто. Нечасто бывает, что искусство поэта переходит в ранг народной культуры, и это прямое доказательство его таланта как выразителя духа народа, национального самосознания.
Причиной такой тесной связи творчества поэта с жизнью народа, произведениями фольклора во многом является его судьба.
В. Боков, выходец из трудового крестьянства, с детства впитал народное поэтическое мироощущение и позже выразил в своих стихотворениях. Его песни, вобравшие в себя звукопись, метафоричность устного народного творчества, - это голос самого народа.
Связью с Роди-ной-матерью, ощущением неистребимой правды жизни пронизан цикл «Сибирское сидение». Этот цикл занимает особое место в литературе о ГУЛАГе. Пережив в эпоху сталинизма тюремное заключение, поэт превратил свой личный опыт в «поэтическое свидетельство века», в котором осмысливается страшная трагедия русского народа.
В чем загадка, феномен В. Бокова? Его творчество - это связующее звено между традициями мировой народной культуры и достижениями художественно-философского мышления современности. Традиции органично сочетаются, делая стихотворения В. Бокова бессмертным достоянием и прошлого, и будущего.
В. Боков известен не только как поэт. Он выступал как литературный критик («Начало нравственности и народности в творчестве Пушкина»), исследователь (работы о русском фольклоре) и собиратель фольклора («Калевала» - карело-финский народный эпос – впервые был записан именно В. Боковым).
В заключение выступила ставропольская поэтесса, член Союза писателей Елена Львовна Иванова. В своей речи она выразила мнение, что в современных условиях падения интереса к литературе необходимо возвращать истинную литературу читателю, приобщать его к духовным ценностям. Наследие В. Ф. Бокова, несомненно, должно стать всеобщим достоянием.
В. М. Головко преподнес краевой библиотеке в подарок три уникальных издания стихотворений поэта, которых еще нет в России. Заместитель директора библиотеки Т.А. Москвитина поблагодарила организатора выставки В.М. Головко, предоставившего возможность кому-то по-новому взглянуть на творчество поэта, кому-то – узнать о нем.
Галина КАСЬЯНОВА.