История думы (4-я часть)
.Продолжение. Начало в №№ 27 - 28, 32 - 33, 36 - 37.
Выборы депутатов Ставропольской городской Думы второго созыва прошли по нормам и правилам, определённым уже Уставом города, принятым первым созывом в декабре 1995 года. Таким образом, механизмы функционирования местного самоуправления были запущены.
Вдвое – до двадцати двух – была увеличена численность депутатов Думы. Это позволило в дальнейшем улучшить работу в избирательных округах, помогло сформировать полноценные постоянные комиссии и на плановой основе охватить ими более широкий круг проблем краевого центра.
Другое новшество заключалось в том, что правом решающего голоса на заседаниях Думы обладал избранный глава краевого центра, который был как бы депутатом от общегородского избирательного округа, хотя при этом по должности возглавлял администрацию Ставрополя. С позиций сегодняшнего дня это может показаться смешиванием полномочий различных ветвей местного самоуправления, но в середине 90-х годов прошлого века столь плотное взаимодействие позволило в большинстве случаев избегать конфликтов и противостояния между представительной и исполнительной властью города.
Преемственность в работе первых двух созывов обеспечивалась во многом тем, что сразу пятеро из одиннадцати депутатов были избраны на второй срок. Свидетельством перемен в социальной структуре общества стало появление в депутатском корпусе людей успешных, сумевших найти достойное место в новой общественно-политической формации.
Первое заседание Ставропольской городской Думы второго созыва состоялось 28 марта 1996 года, председателем был избран старейший депутат созыва Николай Георгиевич Наумов. Были образованы постоянные комиссии: бюджетно-финансовая; по экономике и собственности; по законности и местному самоуправлению; по социальным вопросам; мандатная и по депутатской этике. Часть депутатов работала на постоянной основе, что позволило более тщательно готовить принимаемые решения. Проекты вначале обсуждались на заседаниях постоянных комиссий, затем на рабочих совещаниях, куда приглашались все депутаты, и только потом выносились на заседания Думы. Таким образом, каждый народный избранник имел возможность подробно ознакомиться с проектами и принять участие в их обсуждении.
Качественная организация работы Думы, её аппарата позволила второму созыву на 112 заседаниях принять 940 решений, регулирующих самые разные сферы городской жизни.
В целом в работе Думы второго созыва отчётливо прослеживается стремление к комплексному, плановому подходу к достижению целей, стоявших перед социальной сферой. Проверенным механизмом здесь стало формирование совместно с администрацией отраслевых программ. В 1997 году утверждена программа развития системы образования на три ближайших года, в 1998 году – программа социальной защиты населения и программа развития культуры, искусства и кино, в 1999 году – программы совершенствования и развития здравоохранения города, поддержки физкультуры и спорта, комплексная программа «Образование и здоровье». Уже завершая свою работу, в январе 2000 года депутаты утвердили Положение о муниципальном гранте, который был призван стимулировать социально полезную деятельность горожан.
Значимым событием стала разработка Думой проекта закона Ставропольского края «О статусе административного центра Ставропольского края», который был внесён на рассмотрение краевой Думой в июне 1999 года. Этапными в развитии не только системы местного самоуправления, но и города в целом стали решения «О схеме управления городом Ставрополем» (декабрь 1996 года) и «О генеральном плане города Ставрополя» (май 1998 года). Оба документа определяли фундамент, обеспечивающий жизнедеятельность всех сфер городской жизни.
Третий созыв Ставропольской городской Думы был сформирован не сразу: на 14 из 22 избирательных округов выборы, прошедшие 19 декабря 1999 года, были признаны несостоявшимися. Повторные выборы состоялись 26 марта 2000 года, именно тогда был полностью укомплектован депутатский корпус. В течение созыва пост председателя Думы поочерёдно занимали несколько человек: первым председателем был избран Олег Петрович Сидоренко, его сменил Сергей Анатольевич Муратов, затем Думу возглавил Андрей Валентинович Уткин. В конце созыва в связи с переходом А.Уткина в администрацию города на должность вице-мэра, исполняющим полномочия председателя стал Игорь Иванович Епринцев.
Всего на 77 заседаниях думцы приняли 984 решения, были кропотливо рассмотрены и утверждены перспективные программы развития практически всех социальных отраслей. Принятые депутатами решения по социально-экономической проблематике позитивно воздействовали на выход Ставрополя из глубокого кризиса девяностых годов. Депутаты третьего созыва утвердили Концепцию социально-экономического развития города до 2006 года, которая во многом была реализована. Был также утвержден целый ряд Положений: о приватизации муниципального имущества; о порядке размещения и регистрации наружной рекламы; о городской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; о порядке организации и проведения массовых мероприятий.
Депутаты установили правила работы рынков; правила наименования улиц; правила по обеспечению чистоты и порядка в городе, приняли концепцию о развитии внутренней торговли в городе, утвердили порядок учёта объектов предпринимательской деятельности на территории Ставрополя, а также муниципальную целевую программу поддержки малого предпринимательства.
Из документов, регулирующих местные налоги, обращает на себя внимание решение, принятое депутатами в сентябре 2000 года. Оно освобождало от уплаты местных налогов благотворительные фонды, занимавшиеся привлечением материальных ресурсов и денежных средств для оказания помощи детям-инвалидам и детям-сиротам. При этом льгота оговаривалась существенным условием: высвобожденные суммы должны были направляться на оказание благотворительной помощи.
Ещё одним примером заботы о детях-сиротах стало решение Думы о выделении из бюджета денежных средств на организацию их летнего отдыха. Эти деньги направлялись, в частности, на строительство и реконструкцию загородной дачи в хуторе Нагорном, где могли бы проводить летний досуг воспитанники детского дома.
Продолжение следует.