Иван Овсянников: «Мне всегда везло на хороших людей…»

Ольга Метёлкина

Ровно десять лет назад в «Вечерке» праздновали юбилей Ивана Овсянникова. Афанасьевич на тот момент был самым старшим в редакции, а его нетипичный для подавляющего большинства журналистов здоровый образ жизни поражал всех. Никто не видел его с сигаретой и среди любителей выпить. Мы знали, что наш фотокор ­ мастер спорта по акробатике, каждое утро, в любую погоду в Таманском лесу купается в родниковой воде. Много воды с того времени утекло. Как­никак ­ десять лет прошло. А Афанасьевич в свои 70 всё тот же: пусть не комсомолец, но однозначно ­ спортсмен и просто красавец. Каждое утро он начинает с пробежки в Таманский лес. Там делает зарядку и также бегом возвращается домой. В общей сложности – семь километров. А на всё про всё уходит в среднем час и десять минут. «Лучше один час в день потратить на зарядку, чем глотать лекарства», ­ убежден Иван Овсянников.

…Иван Афанасьевич рассказывает о себе, а я ловлю себя на мысли, что, несмотря на многолетнее знакомство, до сих пор знала о нем совсем немного. Родился наш Афанасьевич в Орловской области, и его воспитывали бабушка с дедушкой, которые души во внуке не чаяли. И только в 51­м году, школьником, Иван Овсянников переехал в Ставрополь.

Я никогда не спрашивала Ивана Афанасьевича, как он стал спортсменом. Оказывается, почти случайно. В доме по соседству жил студент, который занимался акробатикой у известного тренера Михаила Страхова. Как­то раз парень пригласил Ивана с собой. А потом каждое утро в 6 часов будил его ­ и бегом на тренировку. Овсянникову было в то время уже 16 лет. В спорте помогли хорошие природные данные. Вместе с ребятами из команды участвовал в соревнованиях, а летом – со студентами сельхозинститута выезжал на полевые станы, выступать перед колхозниками. За хорошую работу юным спортсменам выделили путевку в Домбай. Так впервые Иван Овсянников увидел горы, которые полюбил навсегда.

Когда пришло время выбирать будущую профессию, Иван подал документы на факультет механизации в сельхозинститут. Во­первых, его всегда тянуло к технике, а во­вторых, во время работы с агитбригадой студенты много рассказывали про свой вуз. Но здесь в судьбу Ивана решительно вмешался закадычный приятель Славка Акиньшин, который уговорил друга забрать документы и подать заявление на спортфак в пединститут.

Если в доме пахнет грибами...

Казалось бы, в жизни Овсянникова мало случайного, но, с другой стороны, именно господин Счастливый Случай вносил свои коррективы в планы Ивана Афанасьевича. Как знать, если бы увлеченный техникой паренек поступил в сельхозинститут, встретил ли бы он свою необыкновенную любовь ­ самую красивую девушку во всем пединституте?!

Эмма училась на физико­математическом факультете и занималась спортивной гимнастикой. Судьба как будто невзначай сталкивала их в институте. А когда в 1954 году в Москве проходил Всесоюзный парад физкультурников, среди двух тысяч молодых спортсменов оказались и ставропольские студенты Иван и Эмма. Тренировки и выступления занимали почти весь день, но было еще и море впечатлений от огромного красивого города, по которому они гуляли вместе. После тех «московских каникул» Иван и Эмма уже смотрели друг на друга по­другому, а в конце учебы решили не расставаться.

В 50­е годы Ставропольский загс размещался на проспекте Октябрьской революции рядом с «Орленком». Тогда женихам и невестам не давали месяц на раздумья – приходи да женись. Сейчас Иван Афанасьевич вспоминает подробности женитьбы с улыбкой:

­ Регистраторша задает нам вопросы, а я чувствую, как Эмма наступает мне на ногу под столом. Я думал, случайно, отодвинул ногу, а она снова. Расписались. Выходим из загса, я спрашиваю: «Ты зачем мне на ногу наступала?». Тут она и призналась, что девчонки ее научили: кто кому во время регистрации на ногу наступит, тот и будет в семье командир…

Ну и как, спрашиваю, примета сбылась? Иван Афанасьевич, всё так же улыбаясь, отвечает:

­ А как же? Должен же кто­то в доме быть руководителем. Если соберутся два «начальника» в семье, ничего хорошего не получится. Эмма – по природе лидер, не любит, чтобы ею командовали. Находим разумный компромисс. Мы с ней друг друга с полуслова понимаем. У меня такой характер, что все неприятности я перевариваю в себе. Жена, конечно же, сразу замечает, если у меня на душе тяжело, начинает расспрашивать. Пока всё ей не выложишь, не успокоится. У нее есть талант ­ она умеет найти нужные слова, так что сразу легче становится.

Работа тренера связана со множеством командировок. Иван Афанасьевич всегда расстраивался, когда жена сообщала ему об очередных соревнованиях. Эмме Николаевне было не по себе видеть, как переживает муж, и она придумала тонкий ход. Теперь вместо того, чтобы сказать: «Я завтра уезжаю», она жарит грибы, которые Иван Афанасьевич очень любит. Муж приходит домой ­ пахнет грибами, значит, у Эммы очередная командировка.

Было время, когда Овсянниковы ездили на соревнования вместе. Иван Афанасьевич брал с собой целую фотолабораторию в чемодане. Весь день он снимал соревнования, потом ночью проявлял пленки, печатал фотографии, а на утро вся команда любовалась остановленными мгновениями соревнований.

Фоторепортер­орденоносец

Кстати, о фотографии. Она появилась в жизни Ивана Овсянникова еще в школе. Пришел как­то к своему приятелю Юре Михайлову, а он в темноте возится с фотографиями. Посмотрел, стало интересно. Захотелось и самому попробовать. Первым его фотоаппаратом стал ФЭД. Снимал очень много, увлеченно.

Сегодня трудно представить Ивана Афанасьевича без фотоаппарата, но, оказывается, был такой период в его жизни. Поработал он несколько лет по распределению учителем физкультуры в Шпаковском, а потом снова потянула к себе техника. Как­то раз увидел объявление о курсах по ремонту телерадиоаппаратуры. Хотя прием на них уже был окончен, Афанасьевич уговорил, чтобы его взяли. И не зря – больше 20 лет после окончания тех курсов он доблестно ремонтировал телевизоры, да так качественно, что получил за это орден Трудовой Славы III степени!

Именно тогда Овсянников и забросил фотографию. Но судьбу не обманешь – если есть у тебя призвание и талант к чему­то, он когда­нибудь всё равно о себе заявит. Так и случилось. С очередных соревнований жена привезла сыну подарок – фотоаппарат «Зенит». Иван Афанасьевич стал учить сына фотографировать и сам увлекся, как в детстве. Но на этот раз любимое творчество «затянуло» со страшной силой. Да так, что стало профессией.

В редакцию «Вечерки» Ивана Афанасьевича пригласил первый редактор газеты Евгений Пучков. Фотографировал Овсянников хорошо, но переживал, что репортерских навыков не хватит. Евгений Павлович успокоил: «Не бойся, Афанасьич, всё получится!». И не ошибся.

Член Союза журналистов России и Союза фотохудожников РФ, участник международных и лауреат многих краевых и городских фотоконкурсов, сегодня Иван Овсянников – председатель городского фотоклуба «Ставрополь».

Вместо послесловия

Не припомню Афанасьевича мрачным. Он как будто родился с улыбкой. Хотя, бывают и у него, как у каждого человека, неприятности. Однако ни разу не видела, чтобы он дал волю эмоциям, выместил зло на тех, кто оказался в этот момент поближе. Потому что один из основных жизненных принципов Афанасьевича – не делать людям гадости. Дедовское воспитание и личный опыт привели его к конфуцианскому постулату: как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе. Сам Иван Афанасьевич считает, что ему в жизни всегда везло на хороших людей.

Ольга МЕТЕЛКИНА.

P.S. С Днем рождения, дорогой Иван Афанасьевич! Ваше имя вписано в историю «Вечерки». Мы любим Вас и хотим всегда знать, что Вы здоровы и счастливы!

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление