Из истории службы судебных приставов

(Продолжение. Начало в «ВС» № 26 от 12.02.2010)

В начале XVIII века, когда единственным органом принудительного исполнения судебных решений в России стала общая полиция, было принято решение о создании особого круга лиц – судебных приставов. К их компетенции в тот период относились исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.

Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет, в который входили старшина и несколько членов без определения сроков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Таким образом, приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями.

Судом, вынесшим решение, выдавался исполнительный лист, который затем передавался взыскателем председателю того окружного суда, в округе которого должно было состояться исполнение решения. Ответчик извещался повесткой об исполнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с публичных торгов.

Так как история Ставрополья начинается с конца XVIII века, с появлением государственных учреждений здесь возникают Кавказские палаты уголовного и гражданского суда, Кавказский совестный суд, Ставропольская нижняя расправа. В этот период в архивных документах встречаются упоминания о действиях приставов. С 1808 года в городах появляются особые приставы следственных дел - следователи.

Создавались долговые тюрьмы, в которые по решениям суда заключались должники по искам кредиторов. Долговая тюрьма называлась ямой. По законам того времени несостоятельный должник содержался в ней до тех пор, пока кредиторам, засадившим его туда, не надоедало оплачивать его ежедневное содержание или пока родственники не расплачивались с долгами. В «частях» по решению судов и управы благочиния осуществлялись и наказания, особенно телесные. Эти порки проводились обычно по утрам. «Пороли,- вспоминал один чиновник, - всех без разбора: крепостному лакею за то, что не покормил вовремя барынину собачку, всыплют сотню. Расфранченной барыниной горничной за то, что барин делает ей глазки, всыплют сотню (барыня, де, особенно попросила частного пристава). Никому не было спуска, да и не спрашивали часто, кто в чем виноват - прислали проучить, значит, и виноват».



Последние новости

Все новости

Объявление