Изменения на федеральном и региональном уровне
Тамара Коркинановое в жилищном законодательстве
В начале этого года вступила в силу основная часть изменений, внесенных в законодательство, в том числе и в Жилищный кодекс РФ, Федеральным законом № 485. Каковы эти изменения и как они сейчас претворяются в нашем крае? Об этом наш корреспондент говорит с начальником краевого управления по строительному и жилищному надзору Валерием Савченко.
– Валерий Анатольевич, расскажите о наиболее значительных, на ваш взгляд, изменениях. Коснулись ли они, скажем, лицензирования управляющих компаний, с которым собственники помещений в многоквартирных домах связывали большие надежды.
– Еще в начале введения процедуры лицензирования в 2015 году губернатор Ставрополья В.В. Владимиров на совещании в прокуратуре края с участием представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предлагал установить пятилетний срок действия лицензий. В дальнейшем данное предложение неоднократно направлялось в Минстрой России и было принято.
Лицензия управляющей компании теперь выдается на пять лет. Для управляющих компаний, которые имели лицензию, срок ее действия начинается с даты вступления в силу данных изменений, то есть конкретно с 11 января 2018 года.
Наконец-то на федеральном уровне запретили создание управляющих компаний-клонов, коих у нас было немало. Теперь лицензия не будет выдана или ее вообще могут лишить ту управляющую компанию, наименование которой очень сильно, до смешения, совпадает с названием другой УК, получившей лицензию раньше.
По поручению правительства Ставропольского края в целях реализации Федерального закона № 485 нашим управлением 87 управляющим компаниям края выдано предостережение о необходимости в течение шести месяцев, как диктует законодательство, внести в свои учредительные документы изменения в части наименования юридического лица, а также переоформить лицензию.
На сегодня переоформление сделали 54 лицензиата, а 24 лицензии аннулированы в связи с прекращением деятельности управляющих организаций.
Всего же в крае с начала лицензирования выдано 336 лицензий, из которых 19 аннулированы на основании заявлений лицензиатов о прекращении деятельности.
На сегодняшний день деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Ставропольского края осуществляют 262 лицензиата.
– А сталкивались ли вы с тем, что ваши предписания просто не выполняются?
– При осуществлении лицензионного контроля за первое полугодие этого года в ходе проведения 1176 контрольно-надзорных мероприятий управлением выявлено 2215 нарушений.
Таким образом, при общем уменьшении количества контрольных мероприятий на 15,6 процента количество выявляемых нарушений за отчетный период текущего года снизилось на 32,8 процента, следовательно, количество выявляемых нарушений при проведении проверок снижается.
В 1-м полугодии 2018 года из 495 выданных предписаний не исполнены в установленные сроки 24, или 4,8 процента от общего числа выданных предписаний, следовательно, большие суммы штрафов за нарушение лицензионных требований позволяют повышать исполнительскую дисциплину лицензиатов.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок предписания органа государственного жилищного надзора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
При невыполнении предписания органа Госжилнадзора управляющие компании могут вообще лишиться права управления домом. Если в течение двенадцати месяцев с даты выдачи предписания от ГЖН судом два или более раз было назначено административное наказание, дом исключается из лицензии такой управляющей компании. При этом не требуется отдельного решения суда и такое действие производится исключительно на усмотрение контролирующего органа.
– А если случится, что собственники помещений в доме не желают расставаться со своей УК?
– Собственники вправе принять на общем собрании решение о том, чтобы все-таки остаться в обслуживании у данной управляющей организации. И это не нововведение, а старая норма.
Что касается собственников, скажу еще вот о чем. Ранее установленная обязанность лицензиата по сбору, обновлению и хранению информации о собственниках и нанимателях расширена до ведения реестра о них. Он должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в МКД. Актуальные списки должны вестись в том числе и в электронном виде. Кроме того, при поступлении в управляющую организацию обращения о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме управляющая организация в течение пяти дней с момента получения такого обращения обязана предоставить этот реестр собственнику, по инициативе которого созывается общее собрание.
– Много лет была неразбериха с технической документацией на дом. Наведен ли порядок в этом вопросе сегодня?
– Думаю, что да. Сегодня если у ранее управляющей МКД организации нет одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации, то она обязана принять меры к их восстановлению. Это касается и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования. Эта работа должна быть проведена в течение трех месяцев со дня получения уведомления о расторжении договора.
Я бы хотел остановиться на том, что совсем недавно, в текущем сентябре, принято постановление Правительства РФ № 1090, которым внесены изменения по вопросам управления многоквартирными домами, а также определен перечень грубых нарушений лицензионных требований. Среди них – непроведение испытаний на прочность и плотность узлов ввода и систем отопления и других связанных с теплоснабжением мероприятий, незаключение в течение 30 календарных дней с начала управления договоров о выполнении работ по содержанию систем внутридомового газового оборудования, работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов. Перечень грубых нарушений очень емкий, в первую очередь он касается обеспечения безопасности проживания в доме.
– Насколько я знаю, в этом году начала действовать норма, устанавливающая также сроки, в течение которых управляющая компания, товарищество или кооператив должны реагировать на запрос собственников и пользователей помещений в МКД.
– Да, и эта норма уже широко внедряется в практику. К примеру, в срок не позднее трех рабочих дней управляющая компания обязана предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета, суммарном количестве соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях, объемах коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, и так далее.
– Валерий Анатольевич, Федеральный закон № 59 позволил собственникам помещений в многоквартирных домах и поставщикам ресурсов заключать прямые договоры на поставку коммунальных услуг. До сих пор это, на первый взгляд, достаточно простое и понятное новшество вызывает у жителей много вопросов. Думаю, они доходят и до вас.
– Действительно, с применением закона о прямых договорах не только у граждан, но и у ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний возникает ряд вопросов, основным из которых являются большие суммы денежных средств, ежемесячно выставляемые ресурсоснабжающими организациями управляющим компаниям как разница между показаниями коллективного и индивидуального прибора учета.
Данный вопрос в числе других обсуждался на совещании у губернатора края с участием представителей краевого министерства жилищно-коммунального хозяйства, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. В ходе обсуждения губернатор дал поручение разработать проект соглашения о взаимодействии между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. Соглашение призвано не допустить ухудшения качества предоставления коммунальных услуг, а также должно способствовать уменьшению размера суммы, выставляемой ресурсоснабжающими организациями управляющим компаниям как разницу между показаниями коллективного и индивидуального прибора учета.