Изменения, продиктованные жизнью
.Комитет Думы Ставропольского края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству на своем очередном заседании рассмотрел несколько проектов законов «О внесении изменений в законы СК»… Теперь они будут обсуждаться краевыми депутатами на очередном заседании Думы. Это обычная практика. «Внесение изменений» как «корректировка на местности»: законы прирастают пунктами, которые формулирует жизнь.
Усиление мер безопасности
Вот, например, дополнения в Закон СК «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Ставропольского края» касаются урегулирования деятельности штабов народных дружин, их символики, удостоверений и т.д. Прописана и система социальной поддержки. В том числе – обозначены суммы денежных выплат из краевого бюджета семьям (в случае гибели дружинника при выполнении обязанностей по охране общественного порядка) или самим членам народной дружины, получившим травмы или ранения опять же при исполнении.
Изменения в Закон СК «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» направлены на усиление мер безопасности на водных объектах. Ужесточение штрафных санкций – мера вынужденная. Тут даже сухая статистика драматична: ежегодно в ставропольских водоемах тонут сто и больше человек, в том числе гибнут дети. И всегда причиной трагедии становится пресловутый «человеческий фактор»: либо недосмотр родителей, либо купание в необорудованных и запрещенных местах, либо алкоголь, либо нарушение мер безопасности на воде. Штрафы за нарушения, недосмотр и неисполнение должностных обязанностей возрастают серьезно. Если раньше для гражданских лиц он составлял от ста до пятисот рублей, то после вступления Закона в силу будет варьироваться от одной до трех тысяч. Должностные лица вместо суммы от тысячи до пяти рискуют быть оштрафованы на 10–20 тысяч. А юридические лица, попав под штрафные санкции, должны будут выплатить уже не 5–15 тысяч, а 30–50…
Бюджетные расходы растут
Следующим вопросом обсуждения было внесение изменений в Закон СК «О бюджете Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015го и 2016 годов». Проект Закона предусматривает увеличение объемов дохода краевого бюджета на 2014 год на 159124,46 тысячи рублей и увеличение расходов на 2015й на 685780, 61 тысячи рублей. Как пояснил в своем выступлении заместитель министра финансов края Александр Бондарчук, это обусловлено изменением целевых межбюджетных трансфертов, уточнением плановых показателей поступлений налоговых и неналоговых доходов за семь месяцев текущего года, передачей в местные бюджеты дополнительного объема межбюджетных трансфертов и другими объективными причинами.
Среди направлений, по которым планируется увеличение бюджетных расходов, самыми крупными являются субсидии на развитие сельскохозяйственного производства (388346,70 тысячи рублей) и субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса (395334,56 тысячи рублей).
Корректировку в бюджеты вносит жизнь – в виде природных, политических и даже геополитических катаклизмов. В этом году они затронули две подпрограммы «Социальное обеспечение населения Ставропольского края» и «Создание условий для эффективного выполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований». Потребовались дополнительные бюджетные средства на ликвидацию последствий декабрьского теракта в Пятигорске и выплаты семьям погибших, на восстановительные работы и единовременные выплаты после стихии со шквальным ветром и ливнем, которые обрушились на Михайловск 12 мая этого года, на оказание материальной помощи беженцам с юговостока Украины.
При этом очевидна необходимость финансово усилить подпрограмму «Обеспечение пожарной безопасности, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций». Тут планируется увеличение расходов почти на 51 миллион рублей. Средства пойдут в том числе на создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
А вот объем дорожного фонда, в связи с неисполнением дохода, за счет которого он формировался, будет сокращен. Однако это не отразится на проведении ремонта дорог внутри населенных пунктов – тут другие источники финансирования.
Требования повышаются
О взаимодействии подразделений управления надзорной деятельности ГУ МЧС России с дошкольными и общеобразовательными учреждениями участникам совещания рассказал заместитель начальника Главного Управления МЧС по СК Александр Емельянов.
Сфера этого взаимодействия огромна – в крае 644 школы и 819 детских садов, летом работает 675 оздоровительных лагерей, а еще есть учреждения дополнительного образования, интернаты и т.д., и т.п. Поэтому с определенной периодичностью проводятся масштабные мероприятия (профилактические операции «Отдых», «Школа», «Елка» и другие). Так что руководство МЧС с полной ответственностью утверждает: противопожарное состояние учреждений образования в крае за последние годы изменилось в лучшую сторону. Пять лет назад противопожарной сигнализацией было оборудовано только 20 процентов школ, а сейчас – все. Другое дело, что требования повышаются, и системы, получается, уже устарели.
14 июля этого года вступили в силу дополнения к Федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Согласно ему, не только школы и детсады, но и больницы, гостиницы, санатории и много чего другого должны быть оборудованы системой ПАК «Стрелецмониторинг», которая обеспечивает дублирование сигналов пожарной автоматики на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации. Теперь отсутствие этой системы в школе или детском саду считается нарушением, со всеми вытекающими последствиями в виде штрафных санкций.
Председатель комитета Думы СК по образованию и науке Любовь Кузякова попросила уточнить, что дает установка новой системы в отдельно взятой школе в какомнибудь небольшом населенном пункте, если туда даже пожарная машина может ехать минут сорок.
Оказалось, дает именно экономию во времени, иной раз – те самые 10–20 минут, которые в борьбе с огнем и при локализации пожара имеют решающее значение.
Осторожнее с санкциями
Александр Емельянов выразил понимание, что речь идет об учреждениях бюджетной сферы, многие из которых, особенно в глубинке, вынуждены жить в режиме строгой экономии. Но безопасность – это не то, на чем можно экономить.
Председатель комитета по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Петр Марченко, который вел это заседание, поблагодарил заместителя руководителя краевого главка МЧС за личную позицию и понимание трудностей сельских школ. Однако отметил, что это понимают не все инспекторы, которые приходят в школы с проверкой. Очень показательный в этом смысле случай произошел в селе Чограйском Арзгирского района. Об этом рассказал начальник районного отдела образования Николай Подкладов. Ну хорошо, выявил инспектор нарушения, но ведь можно было применить штрафные санкции с учетом объективных данных: что Чограйский в буквальном смысле у края на краю, что директор в школе новый – только приступила к работе, что село и, естественно, школа еле сводят концы с концами. И штраф в 160 тысяч, который выписал проверяющий, – сумма неподъемная не только для этой маленькой школы – ее и районто не может так вот запросто взять и вынуть из бюджета. Лучше не душить школы драконовскими санкциями, а помочь... А помочь можно сообща. Петр Марченко попросил посчитать, сколько потребуется средств, чтобы оборудовать школы края системой ПАК «Стрелецмониторинг». Депутаты проголосовали за то, чтобы обратиться в правительство края с предложением при формировании краевого бюджета на следующий финансовый год предусмотреть финансирование мероприятий по повышению уровня противопожарной безопасности.
Алина СМИРНОВА.