К чему ведет воровство
Тамара КоркинаКак живут наши коммунальные колхозы, какие трудные задачки решают, какой болью мучаются? Этот вопрос можно задавать ежеминутно – он всегда актуален, поскольку наше коммунальное братство и не братство вовсе, а так, несчастное сообщество добропорядочных людей, воров, разгильдяев и упертых неучей. Сообщество, связанное воедино так называемыми общедомовыми нуждами. В плане электроэнергии нужды эти хотя бы понятны – лифты ходят, подъезды и дворы освещаются. С водой сложнее – чаще всего она на общедомовые нужды не тратится. Если когда-то и были выведенные во дворы краны – для уборщиц, дворников, на полив клумб, озеленения, то сейчас практически все МКД (многоквартирные дома) от них избавились. И общедомовые водомеры сегодня, хочется или не хочется нам это признавать, показывают не только количество потребленных кубов воды, но и духовное состояние дома. А именно: как много в нем воров, насколько неуважительны друг к другу жильцы, как они необязательны в отношении соседей. Все эти не новые для себя выводы я сделала еще раз, побывав в абонентном отделе городского «Водоканала».
Мои собеседники – нынешний начальник отдела Максим Юрьевич Гаранжа и много лет проработавшая в этой должности Татьяна Павловна Руденко. А интересует меня вот что: с 1 июня заработало постановление Правительства РФ № 344, кардинально изменившее начисление оплаты жильцам за расходы на общедомовые нужды. Оно установило планку, расходы выше которой оплачивают управляющие компании, ТСЖ и ЖСК.
Какую картину показали июнь и июль?
Сразу уточню, что речь идет о домах с общедомовыми водомерами, которые рассчитываются за потребленную воду через Городской расчетный центр. Таких МКД на 1 июля в «Водоканале» было 666, на 1 августа цифра увеличилась до 743. Процесс «оприборивания» идет достаточно активно.
Мои собеседники рассказывают:
– ГРЦ ежемесячно предоставляет «Водоканалу» отчеты, которые тщательно анализируются. Собственнику помещения оплата начисляется исходя из показаний индивидуального водомера (если его нет – по нормативу) плюс расход на общедомовые нужды. Если до 1 июня вся разница между показаниями коллективного прибора учета и суммой показаний квартирных счетчиков разбрасывалась на жильцов, вернее, на их квадратные метры, то теперь установлен норматив на ОДН. И, как бы много ни показывал бы общедомовый прибор, жильцу выше норматива начислено быть не может. Например, в дом вошло, то есть он потребил, 1000 кубов воды. Из них 750 использовали собственники помещений. Умножив норматив на площадь мест общего пользования, узнаем, сколько воды приходится на ОДН. Уточним – без учета водоотведения. В среднем доме цифра на ОДН – от 50 до 100 кубов. К 750 кубам прибавляем 50 – остается 200 нераспределенных кубов. Они ложатся на управляющую компанию.
– И какая картина сложилась за июнь?
– Из 665 домов на 1 июля в 461 доме было превышение над нормативом, это 69 процентов. В пределах норматива живет 204 домов, т. е. 31 процент. На данный момент картина немного изменилась. «Оприборенных» домов стало 743, из них в 455 домах есть превышение над нормативом. В процентном отношении соответственно – 62 и 38.
Есть дома, но их очень немного, в которых жильцы на общедомовые нужды заплатили меньше норматива. Это те, в которых полный порядок – нет хищения ресурса, люди дисциплинированны и сдают показания своих счетчиков вовремя.
– Иными словами, 461 дом в июне и 455 в июле напрягли свои управляющие компании. А приведите примеры, где разница просто зашкаливает.
– Дом на Пирогова, 18/4 – превышение над нормативом на ОДН 1021 куб, это ложится на УК. Всего же дом потребил 2784 куба. Или вот Доваторцев, 65/1 – при общем потреблении 1340 кубов превышение 608, считайте, половина. Фроленко, 10 – тоже при потреблении 422 куба половина превышение. Перечислять можно долго. В общежитиях – там все льется, ничего не закрывается. На Ленина, 102, например, жильцы потребили 577 кубов, а на общедомовые нужды – 593 куба.
– У вас контролеры ходят, сами анализируете ситуацию – в чем все-таки причина больших перерасходов?
– Мы считаем, что жители используют устройства, которые позволяют воровать воду. Вот, посмотрите, какую разнообразную коллекцию магнитов мы собрали. У одной женщины контролер увидел магнит на счетчике – «Ой, не знаю, откуда он упал, я не ставила». Или пожилой человек, у которого сняли магнит со счетчика, стал уверять нас, что это для пользы дела, он лечится намагниченной водой. Почему в таком случае ставит магнит именно на счетчик – не объяснил.
И еще одна причина – некорректная передача показаний индивидуальных счетчиков. Многие не понимают, что снятие показаний коллективного и всех квартирных счетчиков должно быть одномоментным, одновременным. Если не в один час, что почти идеально, то хотя бы в один день.
– Давайте коснемся такой темы: постановление разрешает передавать показания квартирных счетчиков не ежемесячно, а раз в полгода. Ваше мнение по этому поводу?
– Хотелось бы донести до жителей, что подавать показания ежемесячно и точно – в их интересах. Ведь начисление все равно будет идти – только по нормативам. Через полгода собственник пригласит представителя управляющей компании, по реальной цифре ему сделают перерасчет. Разница опять-таки ляжет на управляющую компанию.
– К сожалению, сейчас можно услышать, что так компаниям и надо, пусть платят.
– Это большое заблуждение. У компаний нет иных средств, кроме денег жильцов. И оплата разницы пойдет, скорее всего, с первой строки.
райним опять окажется жилец: в доме не будет текущего ремонта.
– Иными словами, то же самое, только сбоку: за воров жильцы будут расплачиваться обветшанием дома.
– Когда распределяли весь объем – люди искали утечки, составляли акты о реально проживающих в квартирах без счетчиков людях. И эти акты брались во внимание. Сейчас же старшие домов лишены возможности самостоятельно считать незарегистрированных проживающих. Они должны обратиться в миграционную службу, а та может войти в квартиру с участковым по решению суда.
– Компании начали перечислять деньги за перерасход воды на ОДН?
– Ни одна пока ничего не перечислила. А механизм здесь такой: если управляющая компания не платит за потребленную домом воду – мы подаем на нее в суд. Суд в любом случае выносит решение взыскать с УК – та берет деньги с первой строки, других средств у нее нет.
Если пойдет банкротство компаний, то дома перейдут в непосредственный способ управления. Поскольку мы обязаны поставлять воду, то сами будем и долг взыскивать, и делать начисления.
– Как, на ваш взгляд, бороться с воровством?
– Выход один: постоянный контроль, антимагнитные наклейки и поверка приборов учета. Никто не может отказаться от магнитной наклейки, не вызвав подозрения.
Но… Возьмем любую управляющую компанию – сколько у нее контролеров? Семьдесят домов и на все – два. Могут ли они хотя бы раз в полгода обойти все дома и квартиры? Вряд ли. Есть еще один выход – устройство по дистанционной передаче показаний. Но это очень дорого.
– Вы ведь наверняка интересовались – а как поставлено дело за рубежом?
– В большинстве европейских государств совсем иной порядок расчета за потребленный ресурс. Закончился год – посчитали, сколько квартира в среднем взяла за это время воды, газа, электроэнергии. Вывели среднюю величину за месяц – человеку двенадцать месяцев приходит одна и та же цифра. Никто ежемесячно показания приборов учета не снимает. Опять приходит декабрь – смотрят фактическое потребление и выводят средний показатель на новый год. Так и контроль легче вести.
– Подведем итог нашему разговору…
– Мы призываем собственников помещений к добросовестности и экономии ресурса. А также – к уважению к людям, к соседям, с которыми мы, по сути, в одной лодке. Так не должно быть – в одном месяце 10 квартир не дают показания, в следующем – 15 и так далее. Все это путает расчеты, ложится бременем на добропорядочных и дисциплинированных соседей.
Нельзя пользоваться только правами, забывая об обязанностях. Уезжаешь в отпуск, к родственникам – напиши заявление в УК, предупреди, чтобы при отсутствии показаний тебе не посчитали по нормативам. Не надо усложнять жизнь себе и другим.