К врачу - по «электронной» очереди
Лариса ДенежнаяЛет пятнадцать назад на презентацию проекта «Электронная поликлиника», которую устроили разработчики программного комплекса из Санкт-Петербурга, из городских поликлиник пришел только один главный врач. В то время это ноу-хау в медицине воспринималось некой утопией или делом далекого будущего. О какой электронной поликлинике могла идти речь, если в лечебном учреждении не было ни одного компьютера?
За последний год в Ставрополе произошел ощутимый сдвиг на пути к «электронной модели» медицинских учреждений. В поликлиниках появились электронные регистратуры. Насколько они разгрузили очереди за талончиками к врачам? Это мы решили выяснить, отправившись в шестую поликлинику, на обслуживании у которой - треть взрослого населения города.
«Выберите время…»
Еще несколько месяцев назад здесь кипели страсти вокруг талончиков к врачам. Новый формат предварительной записи - через терминал - не только не снял проблему очередей, но даже накалил ее. Люди звонили к нам в редакцию: мол, для чего поставили эти автоматы, если лучше не стало. Очередь занимали в пять утра. Но уже для доступа к терминалу за заветным талончиком. Объяснения типа «все новое должно пройти «обкатку» воспринимались людьми с трудом. Если нездоровится - утешениями ничего не поправишь. Поэтому по приезде в поликлинику царящая в вестибюле атмосфера «тишь и благодать» удивила. Мы даже сначала заподозрили: может, талоны уже закончились, поэтому у терминала нет очередей. Объяснение оказалось простое.
Главный врач поликлиники Анатолий Ветров рассказал: теперь у пациентов шесть каналов предварительной записи к врачам. Два - через терминалы, второй здесь установили в марте. Остальные каналы - непосредственно в регистратуре. Запись на прием к врачам ведут три регистратора. Кроме того, «бронируются» талоны и по телефону.
Раньше в поликлинике в пятницу было столпотворение. В этот день открывалась предварительная запись на неделю вперед к специалистам. Сейчас ее распределили по дням: в среду - к терапевтам, в четверг - к хирургам, гинекологам и на рентгенобследование, в пятницу - к неврологу, окулисту и другим специалистам.
Очередь, конечно, по пятницам осталась, но гораздо уменьшилась. И исчезает она быстро - считай, одновременно обслуживаются в регистратуре, и в «электронной», и «живой» по 6 человек.
- Сказывается и инерция мышления людей, их менталитет, в основном это касается пожилых - нужно прийти пораньше, «первее всех», так наверняка талон достанется. Сами пациенты и создают очередь. Но стоит прийти в другой день - ее нет. Талоны по предварительной записи можно взять и не в «загрузочный» день, - говорит главврач А. Ветров.
Кстати, позже мы убедились в этом сами. К терминалу подошел молодой человек, чтобы «выбить» талоны к невропатологу и окулисту для своей жены.
«Выберите врача», - «сказала» машина. Чуть позже: «Выберите дату». Мужчина стал согласовывать по телефону с женой предстоящий для нее визит в поликлинику. Талоны были в наличии, правда, время женщину не устроило. А вот талон к урологу мужчина взял. Вся эта процедура заняла у него не больше трех минут. «Разговор» с терминалом короткий - нажал несколько кнопок. И все. Талон в руке. Подходи следующий!
Талон - это бронь
Пациенты давно оценили удобство предварительной записи к врачу по электронной регистратуре. Взял полис жены, ребенка - и пусть они сидят дома.
На полисе есть специальный штрих-код с закодированной информацией. Его считывает сканер терминала. И вот машина уже узнала его владельца. «Здравствуйте, Людмила Михайловна К.», - поприветствовал терминал супруга (о нем мы упоминали выше) пациентки.
И все же, как рассказал А. Ветров, талон - это бронь. Пациенту нужно за 20 - 30 минут до назначенного времени приема подтвердить свою явку в «живой» регистратуре, когда он берет медицинскую карточку - мало ли, уехал, заболел и пр. Чтобы врач не терял драгоценное время. А то в первое после установки терминала время люди, почувствовав свободу электронной самозаписи, старались «раскрутить» технику по максимуму - записывали по полисам своих родственников, соседей, но не все из них являлись в поликлинику. По словам А. Ветрова, вначале было до 25 процентов «недоходов» по «электронной» записи. Сейчас таких случав крайне мало.
Плюс информатизация всей поликлиники
Медицинское учреждение внедрило систему электронной регистратуры в числе первых (такая система работает и в городской диагностическо-консультативной, а также третьей детской поликлиниках). Подготовительную работу здесь начали еще в 2010 году. Сделали прокладку компьютерных сетей, подготовили программный продукт. Учреждение вложило в это 1 млн 400 тысяч рублей собственных средств, заработанных по хозрасчету. В этом году город выделил приличную сумму - 1 млн 850 тысяч. На эти деньги купили 60 компьютеров, которые на днях поступили в поликлинику. А значит, медицинское учреждение может в следующем году вести информатизацию поликлиники широким фронтом. Идти шаг за шагом от электронной регистратуры к электронной поликлинике. Промежуточной будет электронная история болезни. Ее собираются внедрять в 2012 году. 6-я поликлиника вошла среди других медучреждений в краевую программу модернизации здравоохранения. А значит, получит и средства на внедрение информационных систем.
Все врачи, службы войдут в единое информационное поле, и пациенты через электронную историю болезни. А это - уже другие возможности. Сделали рентген, анализ крови больному - тут же результаты «забили» в электронную историю. Не нужно искать бумажки, ходить по кабинетам. Да и электронная история болезни не потеряется, она будет всегда под рукой у врача - достаточно дать компьютеру команду. К тому же ее могут посмотреть одновременно разные специалисты, находясь каждый в своем кабинете. Путь друг к другу станет короче. Для шестой поликлиники, которая обслуживает более пятидесяти участков, а врачи работают в три смены, «электронный формат» значительно облегчит жизнь и медработникам, и пациентам.
В 2012 году электронная регистратура появится и в других амбулаторных учреждениях Ставрополя. Когда «закольцуют» в единую сеть всю городскую медицину, возможно, услышите в терминале нечто новенькое: «Выберите лечебное учреждение».