Как бы не заработать «красную» карточку
Василий СкакунС Талем мы сыграли
десять партий -
В преферанс, в очко,
на бильярде.
И Таль сказал:
«Такой не подведет».
В. Высоцкий.
Молодежь, конечно, и слыхом не слыхивала, кто такой Михаил Таль. Это советский гроссмейстер, а шуточная песня Владимира Высоцкого написана накануне матча за звание чемпиона мира по шахматам в 1972 году между нашим Б. Спасским (который затем стал не нашим — французом) и американцем Р. Фишером. Победу (несмотря на песню-поддержку) одержал Роберт Фишер. Кстати, в 1974 году мы (акробаты) готовились к первому чемпионату мира на подмосковной базе «Новогорск», и вместе с нами там же проводили тренировочный сбор шахматисты (А. Карпов тогда только что стал чемпионом мира). Нас убедительно просили, чтобы мы укладывались спать в десять часов вечера, так как шахматисты тренируются ночью, разбирая разнообразные гамбиты, и каждый шум и шорох мог быть тому помехой. Среди них, гроссмейстеров, был и Борис Спасский. Перед подъездом гостиницы, в которой мы все жили, постоянно стояла его новенькая иномарка (несбыточная мечта тех времен), на дверце которой кто-то гвоздем нацарапал «Спасский — дурак», быть может, в отместку, что он так и не сумел отстоять шахматную корону, хотя вряд ли хулиганы об этом догадывались.
Если посмотреть на жизнь с иной, третьей, стороны, так как первые две это плюсы и минусы или добро и зло, то она, как некая игра, везде и во всем нас обложила некими правилами, ибо в игре-то ведь без правил нельзя. Помните, как старик Хоттабыч выбросил на поле каждому футболисту по мячу, и бедолаги игроки не знали, куда бежать, зачем у кого-то отнимать мяч, если у каждого по мячу. Нет, без правил в футболе нельзя. Но, оказывается, и в жизни тоже. Надеюсь, вы не забыли фразу из кинофильма «Джентльмены удачи»: «Гражданина, туда не ходи, ходи сюда, снег башка упадет, совсем мертвый будешь». И вот это «Гражданина, туда не ходи…» преследует нас по пятам всю жизнь. В детском саду свои правила. В школу пошел — оказывается, надо что-то зубрить, надо отвечать, стоя у доски, надо хорошие отметки приносить домой, и все надо и надо. Но наряду с этим «надо», оказывается, еще целая куча «нельзя». В школу опаздывать нельзя, разговаривать на уроке опять нельзя, баловаться на уроках совсем нельзя. Оказывается, что даже курить старшеклассникам не то что не рекомендуется, а даже запрещается.
И вот эти «надо» и «нельзя» преследуют нас всю жизнь: на работе, в семье, в жизни в обществе и т. д. Дорогу абы как и абы где не перейдешь тоже, только на перекрестке, и только по светофору. И так везде: куда ни ткнись — везде красный свет, везде табу. Причем на каждой иерархической ступени жизни свои светофоры.
Те же светофоры, оказывается, висят и в каждой квартире. Кто бы знал, что пить нельзя (почему до свадьбы не предупредили?), гулять тем более не рекомендуется, а носки желательно (то есть надо) не только регулярно менять, но они, оказывается, нуждаются в стирке. Знал бы заранее все эти невзгоды, ни за какие бы коврижки жениться не согласился.
И когда на футбольном поле некоторые игроки совсем теряют совесть и начинают откровенно хамить: бить соперника по ногам, хватать за майку, чтоб далеко не убежал, и т. д., то в таком случае судья (если, конечно, не подкупленный) непременно показывает нарушителю желтую карточку — мол, гляди, парень, а то и красную влепим. И точно так же в нашей обыденной жизни: начинаешь нарушать правила светофорной жизни (опять попер на красный), тебя предупреждают — мол, уймись, товарищ, не шали, пьяный на работу не приходи, пожалуйста, отлежись дома, а то беду накликаешь. Кое-кто берет на ум подобные посылы, ну а большинству эти предосторожности так нипочем, как с гуся вода: говорите, мол, ладно, послушаю.
Что происходит с теми, кто полагал, что жизнь полна безнаказанностей? Как в футболе: за явную и умышленную грубость, осмысленное нанесение травмы сопернику игрок получает красную карточку, и его удаляют с поля. Так же и в жизни, все один к одному. Ведь вся или почти вся современная вольношатающаяся публика - это как раз те, которые получили от жизни (от семей, от прежней работы, общества) красные карточки за ненадобностью последующего использования, то есть лучше без таких, чем с ними. Что же получается, что они как бы оказались ненужными (лишними) людьми для жизни, ведь наверняка никто с ними возиться не хочет, пока они сами не определятся на постоянное местожительство: либо у мусорных ящиков, либо в тюрьму.
Мудрые говорили, что законы, по большому счету, не выполняют своих функций: тех, кто их не соблюдает, они не воспитывают, а имеющие совесть всегда поступают по совести, а не по закону.
На заре перестройки на краснодарской трассе висел замечательный лозунг: «Демократия — это самодисциплина», потом его за ненадобностью убрали. Что же такое самодисциплина? Это тот же светофор, но который переключаешь ты сам, то есть сам себе определяешь, что можно, а что нельзя. Ведь чем дольше живем, тем больше понимаем, что вот тех самых «нельзя» должно быть значительно больше, чем «надо» или «хочу». Умная Природа, этот красный свет внутреннего светофора, вывела наружу на наши лица в виде покраснения от стыда, то есть когда краснеем, внутри зажигается красный свет невозможности реализации задуманного несовершенства.
Светофор-совесть говорит «стоп». Но, так же как и в обыденной жизни, нам (многим) плевать на красный свет, и мы, подвергая свою жизнь опасности, пытаемся все-таки перебежать дорогу. Точно так же, нарушая внутренние законы бытия, мы вначале получаем некие желтые карточки, которые могут выражаться неудовлетворенностью жизнью, этаким общим дискомфортом (типа все хочу, но ничего не могу), а могут и плавно перейти в красные, то есть заболевания как некие предупреждения: «Дружок, вернись в «Сорренто», то есть под закон внутреннего распорядка жизни, и тогда этот самый внутренний распорядок поставит на место все в твоей внешней жизни.
Нам всем кажется, что Кто-то, дав нам жизнь, просто вывалил нас, как цыплят из инкубатора, и затем выкарабкивайся, как хочешь, — кто сильней, тот и затопчет рядом стоящего, а значит — выживет. Наверняка в животном мире это и есть аксиома — жизнь постоянно выбирает лучших особей, чтобы вид не смог погибнуть. Самка выбирает самого сильного не потому, что ей так сильно понравились его большие и ветвистые рога, а потому что Природа у них так все обустроила.
А каждому из нас — и тебе, и мне — зачем-то вручили по личному светофору, чтобы легче было разобраться в этой жизни (куда бечь). Но все-таки многих, если не всех (быть может, и соглашаясь с приведенными доводами), не может не мучить вопрос: «Зачем все это каждому из нас, по большому счету?». А ведь и на самом деле, если жизнь заканчивается с последним выдохом, то так ли важно, получим мы желтую карточку или влепили нам красную или все-таки сумеем прожить под зеленым светом собственной совести собственного светофора.
Ричард Бах в его знаменитой «Чайке по имени Левингстон» пишет: «Закон на всех уровнях бытия один и тот же; свой следующий мир мы выбираем посредством знания, обретенного здесь. И если здесь мы предпочли невежество, и знание наше осталось прежним, следующий наш мир ничем не будет отличаться от нынешнего, все его ограничения сохранятся».
Как говорится, добавить нечего, кроме того, что наиболее ценны знания, которые внедрены в жизнь.